Скачать 35.54 Kb.
|
Вопрос 21 Мониторинг качества образования Мониторинг качества образования в педагогическом процессе есть «следящая» и в определённой степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он, с одной стороны, является подсистемой общей системы управления качеством образования, а с другой - информационной системой, в которой циркулируют (собираются, обрабатываются, хранятся, анализируются, представляются) данные о качестве образования. Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия разнообразных решений. Он определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические и организационные средства (формы, расписание учебной работы, методы обучения и др.) адекватны заявленным целям, возрастным особенностям обучающихся и специфике среды их жизнедеятельности. Педагогический мониторинг - многоуровневая иерархическая система, тесно связанная с медицинским, психологическим и социологическим исследованиями. Необходимый показатель качества образовательного процесса - педагогическое мастерство преподавателя. Научно обоснованный анализ его деятельности является базой для совершенствования образовательного процесса, а критерии эффективности педагогического труда- компонентом мониторинговых исследований. Главная цель такого анализа - обнаружить связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии обучающихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике. При этом нельзя разрывать единство содержания деятельности и её результатов. Диагностика призвана определить разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Можно выделить четыре основных направления данной диагностики, которые являются составной частью мониторинга образовательной системы:
Основными показателями результативности образовательного процесса считаются качество и объём знаний, практические умения и навыки, интеллектуальное развитие обучающихся, их умение применять теорию на практике. Применение знаний одновременно характеризует качество их усвоения, уровень развития интеллектуальных способностей обучающегося, его практический опыт, сформированные умения и навыки. Факты, полученные в ходе мониторинговых исследований педагогической работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой затем вытекают рекомендации. Наряду с показателями, отражающими стабильность функционирования образовательной системы (выполнение государственного стандарта, реализация базисного плана и т.д.), педагогический мониторинг характеризует ее признаки, отражающие динамику образовательных ценностей, смену предмете центристе кой позиции педагога на личностно-ориентированную, смену авторитарного стиля на демократический, наконец, изменение соотношения репродуктивных задач и задач продуктивных, творческих. Внедрение мониторинга в процесс преподавания различных учебных предметов в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод об эффективности этой технологии в повышении качества обучения. Отечественное образование нуждается в мониторинговой стратегии национальной доктрины образования. Вне единого доктринального стержня, без рассмотрения образования как открытой системы, имеющей многообразные многоуровневые связи с обществом, нельзя строить новое содержание образования, работать над государственными стандартами образования, базисными учебными планами, образовательными программами, нельзя, наконец, (это хорошо показал неудачный многолетний опыт работы над концепцией реформирования образования) соединить в единую доктрину разные подходы, разное видение настоящего и будущего образования в России. Мониторинг качества образования отчётливо выявляет «продвинутые» и «болевые» точки, структуры, направления образовательной среды, формулирует рекомендации по диагностированию и коррекции процесса развития отечественного образования. На сегодняшний день существует потребность в объективной информации, какую, несомненно, может дать тестирование. В такой информации испытывают необходимость и учитель - для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика; и руководитель образовательного учреждения - для оценки качества работы педагогов, определения стратегии дальнейшего развития учреждения и корректировки управленческих решений. Представляется целесообразной разработка совместными усилиями методистов и психологов тестов достижений, ориентированных на конкретные учебные курсы, программы и диагностику узкоспециальных знаний и навыков, а также широко ориентированных тестов достижений, измеряющие общие интеллектуальные навыки. |
![]() | Мониторинг качества математического образования в естественно-техническом лицее Базой для мониторинга качества математического образования в лицее являются образовательные стандарты. Основываясь на государственном... | ![]() | Тема педсовета Мониторинг знаний учащихся по предмету – одно из условий повышения качества образования. Анализ качества успеваемости по итогам I... |
![]() | Тема педсовета Мониторинг знаний учащихся по предмету – одно из условий повышения качества образования. Анализ качества успеваемости по итогам I... | ![]() | Приказ №1174 Шупашкар хули г. Чебоксары В соответствии с Комплексным проектом модернизации образования, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования,... |
![]() | Экспертиза образования как гуманитарная технология Закона посвящена государственной регламентации образовательной деятельности, контролю и оценке качества образования (Статья 82. Государственный... | ![]() | Приказ №254-о с. Агинское В целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения эффективного управления качеством образования... |
![]() | Оценка качества образования Среди обязательных требований кпмо – создание системы мониторинга и оценки качества образования | ![]() | Оценка качества образования оу сош №3 г. Октябрьска Среди обязательных требований кпмо – создание системы мониторинга и оценки качества образования |
![]() | О муниципальной системе оценки качества образования Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее положение) устанавливает единые требования при реализации муниципальной... | ![]() | План рмо учителей физики на 2011 год Непрерывное развитие педагога – условие повышения качества образования школьников / Повышение качества образования как одно из направлений... |