Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ icon

Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ




Скачать 302.24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ
Дата конвертации27.06.2012
Размер302.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации

ИНФОРМАЦИОННО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА


Методические рекомендации

к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ


г.Павлово

2009 г.


Материалы сборника адресованы учителям и классным руководителям выпускников.

В сборнике представлены методические рекомендации по проведению психологической подготовки к ЕГЭ, материалы диагностики изучения и оценки готовности выпускников к ЕГЭ.


Составители сборника:

Абакумова М.В., педагог-психолог МОУ СОШ №9, г.Павлово

Балаева Т.А., педагог-психолог МОУ СОШ №7, г.Павлово

Инюшкина Е.В., педагог-психолог МОУ СОШ Ясенцы

Шилина Е.Г., педагог-психолог МОУ СОШ №2, г.Ворсма


^ Как подготовиться к сдаче экзамена?


Экзамены (в строгом переводе с латыни-испытания) – это не просто «отбарабанили» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение, знаниями по предмету.


^ Подготовка к экзамену


  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

  • Можно внести в интерьер комнаты желтый и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

  • Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

  • Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, которые тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай, о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановись на самых трудных вопросах.

^ Накануне экзамена

  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен- это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых ручек с черными чернилами.

  • Подумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.


Занятие «Экзамен и здоровье»


1.Приветствие и настройка

Приветствие ведущего и обсуждение настроения


2. Введение в тему

Тема сегодняшнего занятия «Экзамен и здоровье».

Сегодня мы поговорим о том как ситуация экзамена влияет на наш организм, что с ним происходит, и как себе нужно помочь.


^ 3. Основная часть

Итак, первое упражнение называется «Ассоциации» Вам нужно придумать ассоциацию на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: «Экзамен...»


Да, ситуация экзамена либо сдача аттестации всегда ассоциируется с чем-то тревожным, волнующим, пугающим человека. Эти чувства пагубно влияют на весь наш организм.

Подумайте и ответьте на такой вопрос: «Что вы чувствуете, когда идете на экзамен? (сдача категории, очередная аттестация) Физически что с вами происходит?»

^ Участники отвечают

На самом деле все это страшная физическая боль!


Давайте сейчас разделимся на 3 группы.

Каждой группе дается человечек и красный маркер.

Обсудите в группах на какие системы организма влияет ситуация при подготовке, и при непосредственной сдачи экзамена.

Закрасьте красным цветом те части тела, системы организма которые страдают при этом.

А теперь давайте представим своих человечков.

^ Вывод: при подготовке и при сдаче экзаменов одинаково страдает наш организм)

Подготовка к экзаменам Сдача экзаменов

-Зрение -

-Позвоночник -

-Головная боль -

-Пищеварительная система -

-Сердечно-сосудистая система -

-Нервная система. –

Посмотрите, все человечки окрасились в красный цвет!

Что же делать?

Надо себя спасать!



Пока это только круг.

На доске мы прописали, какие системы подвергаются риску.

Как себе помочь, и что нужно для этого сделать?

Сейчас вы разделитесь на две команды и напишите на кругах рекомендации.

Первая группа пишет рекомендации при подготовке к экзаменам

Вторая - при сдачи экзаменов.

Каждая группа должна представить по одному упражнению.

В заключение нашего занятия мне бы хотелось прочитать притчу о бабочке


^ Притча о бабочке

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.

Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил ... а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможности летать ... а Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви ... а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ ... а Бог дал мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил:

Но я получил все, что было мне нужно.


4. Рефлексия


Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Что было для вас новое на занятии?

Какие пожелания вы бы адресовали ведущему.

Скажите несколько слов о занятии.


Тест


О правилах и процедуре проведения ЕГЭ


А1Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1.Мобильным телефоном

2.Гелевой черной ручкой

3.Тестовым материалом (КИМ)


А2 На экзамен необходимо принести:

1.Учебник

2.Паспорт

3.Персональный компьютер


А3 При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

1.Встает в угол

2.Удаляется с экзамена

3.Платит штраф


А4 Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

1.К организатору

2.К президенту РФ

3.К другу


А5 Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов:

1.На ладони

2.На полях бланка

3.На черновике


А6 Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается:

1.Одной чертой

2.Двумя чертами

3.Тремя чертами


А7 После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

1.Галочку (у )

2.Звездочку (*)

3.Крестик (х)


А8 При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:

1.2-3 мм

2.4-5 мм

3.10 мм


А9 Если при заполнении бланка у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:

1.Хлопнкть в ладоши

2.Топнуть ногой

3.Поднять руку


А10 Для подачи апелляции необходимо обратиться:

1.К ответственному организатору

2.К дежурному по этажу

3.К министру образования РФ


В1 Чем нужно заполнять бланк?


В2 Каким цветом нужно заполнять бланк?


В3 Разрешаются ли исправления в ответах?


В4 Кто раздает бланки ответов?


^ В5 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

  1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачеркивается.

  2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.

  3. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.


В6 Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

1. Заполнять бланк нужно на русском языке.

2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.

3. Заполнять бланк нужно на любом языке.


В7 Найдите правильное предложение. Напишите номе этого предложения цифрой.

1.Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записи в виде формул).

3. Во время экзамена по математики пользоваться таблицей умножения.


В8 Запишите пропущенное слово.

Если нужно исправить один…………., то новый рисуется поверх старого.


^ В9. Запишите пропущенное слово.

По окончании экзамена вы можете подать …….. о нарушении процедуры проведения экзамена.


В10 Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?


С1 Опишите проблему, возникшую в результате нарушения одного из правил проведения экзамена.


^ С2 Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.


С3 Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз



^ Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»
для участников









Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

 Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

 Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

 Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

 Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

 Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

 Используй такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....

Эти самовнушения, повторенные в мед

енном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.





^ Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»
для родителей









Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

 Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

 Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

 Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

 Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

 Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

 Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

 Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фуд

в».





^ Для учителей








Ваши воспитанники и вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ).

^ Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.
Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности.

Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».

 С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.

 Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).

 Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.

 Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.

 К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.

 На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.

 Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.

 Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.

 В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.

Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:

 Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.

 Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.
Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

 Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.

 Выполнение и защита (публикация) научных работ.

 Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.

 Участие в конкурсах, научных конференциях.

 Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие способы (ее можете проводить вы сами или поручать ее педагогу-психологу вашей школы):

 Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).

 Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер», «интеллектуал», «психолог».

 Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.

 Тренинг способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент оценки результатов своей успешной деятельности.

 Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом) поведения.

 Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.

 Аутотренинг волевой мобилизации.
Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.

По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!
Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь! (ее можете оказать как вы, так и психолог вашей школы):
• Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.
• Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).
• «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2 часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и любые алкогольные напитки (в том числе пиво!).


Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами).
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:

 Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.

 Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.

 Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.

 На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.

 Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.

 Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.

 В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.

 Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.

 Грызут ногти и пальцы.
Педагог как специалист по стрессам учащихся, психолог и даже психотерапевт.
Распространенность и частота стрессов в современном мире (в школах и вузах, в семьях, во дворах, а теперь еще и ЕГЭ) такова, что любой взрослый, занимающийся детьми, автоматически становится психологом или даже психотерапевтом – воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог дополнительного образования, родитель.
Особенно это касается детей и подростков со слабой нервной системой.
Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:

1. Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.
2. Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих стратегий. Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.

Психофизиологическая помощь педагога.
Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22зо, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.
Педагогическая помощь:

 Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.

 Спрашивать в середине уроков.

 Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.

Психологическая помощь педагога и школьного психолога:

 Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально.

 Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).

 Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.

 Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).
Врачебная помощь:

 Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ЕГЭ.

 Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Педагогическая помощь:

 Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.

 Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.

 Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.
Помощь репетиторов. Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать репетиторство с предметов ЕГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.
Психологическая помощь:

 Призвать семью к стимулированию самостоятельности ребенка в семейных ролях (фактически – это внутрисемейный СПТ).

 Обучить подростков приемам волевой мобилизации, изложенным в разделе для родителей и подростков.

 Провести тренинг родительской компетентности и уверенности в применении системы общей психологической поддержки ученика: учащение физического контакта с ребенком (пребывания рядом, обниманий, ласки, массажей). Приготовление ребенку любимых блюд и совместная еда. Поддержка его позитивной самооценки, вплоть до временного исключения критики со стороны взрослых в семье. Непрерывное выражение ребенку чувства любви. Непрерывное поощрение ребенка за любые успехи в учебе и других делах (домашних, в кружках и секциях, в хобби). Научить ребенка самому поощрять себя за эти же успехи. Совместно с ребенком и репетитором подводить позитивные итоги занятий каждые 2-3 дня (или даже - ежедневно). Чаще дискутировать с ребенком по различным предметам – учите его уверенно формулировать мысли, отвечать.

 Провести таким детям групповой социально-психологический тренинг (СПТ) уверенности в себе, лучше в ноябре-декабре 11-го класса.

 Провести с каждым ребенком индивидуальный тренинг способности к успешной деятельности: вместе с ребенком составить список всех его успешных дел в жизни (в учебе и за ее пределами). Выяснить, какими психологическими способами были достигнуты успехи. Тренировать применение этих способов в текущей учебе. Научить ребенка планировать постепенную передачу ему инициативы и ответственности за учебу и тренировать навык планирования и получения желательных (хороших) оценок.
^ Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.
Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов школы – уже в кризисах начальных и средних классах школы.
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:

 Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными.

 Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.

 Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор, простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без сложно организованных деятельностей.

 Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих компьютерных игр («стратегических», познавательных), коллекционирования, воспитания животных и др.

 Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и искусства).

 Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.

 Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.

 Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.

 Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 8-9-м классах.

 Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».

 Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и т.п.
^ Все надо делать вовремя!

.
переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ).
Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 11-го класса.

Педагогическая поддержка:

 Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения.

 Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.

 После повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена.
Психологическая поддержка:
Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.
Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.
Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и мотивация стремления к ним.
Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему.


^ ЖИВИ БЕЗ ПРОБЛЕМ!

Кризис как шанс изменить жизнь к лучшему.


Экзамен – это жизненный кризис, который необходимо преодолеть и с честью из него выйти. Несколько элементарных техник помогут вам спра­виться с эмоциями и с честью сдать предстоящий экзамен зрелости.

«Список своих лучших качеств». Повесьте на стену список качеств, которые помогут вам выйти из кризиса. В него могут войти все ваши плюсы. (муже­ство, стойкость, чувство юмора и др.). Состав­ляя список, вспомните, когда и как вы проявляли эти качества. Главное: по­дольше себя хвалить. Когда душу раздирают мрачные мысли, такой список составить сложно. Но надо сделать над собой усилие! Никто не обещал, что преодолевать кризис будет просто. Вспоминайте позитивный опыт!

Самое главное - начать контролировать негативные переживания. Или хоть добиться иллюзии такого контроля. План дей­ствий — единственное, что способно снять с глаз пелену эмоций.

«Внутренний бриллиант». Закройте глаза, сядьте по­удобнее. Ваша цель для начала: обнаружить центр ваше­го психического «Я». Это проще, чем кажется. Надо толь­ко прислушаться к себе. Почувствуйте свое тело. Найди­те центр, куда приходит информация об ощущениях.

Теперь — ваши мысли. О чем вы сейчас думаете? Где «мыслительный» центр?

Наконец, эмоции. Что вы сейчас испытываете? Куда идет эта информация? Где-то «не­что», в котором считываются мысли, ощущения, эмоции?

Сосредоточьтесь на своем «центре центров». Мысленно представьте себе его форму, цвет... Кто-то увидит луч прожектора. А кто-то — серую бесформенную массу. Но все это слишком эфемерно!

Запомните: у вас внутри — алмаз, бриллиант! Твердый стержень, его ничто не сло­мит. Бриллиант переливается всеми цветами радуги, свет играет на его гранях. Направьте сияние алмаза на ваши мысли и эмоции, на ваше тело. Этот алмаз, ваше «Я», чрезвычайно дорог. Ваше «Я» бесценно. Вас не волнует мнение других, вы дороги сами по себе. Сосредоточьтесь на этой мысли.

А теперь подумайте о своих жизненных ценностях. О ваших жизненных принципах, которые нельзя у вас отнять. Определите, что для вас главное. Помните: чело­века, чьи ценности легко уничтожить, кризис ломает на раз. Внутри алмаза выгравируйте слова, которые знаменуют для вас самое главное в жизни. Те­перь ничто на свете их не уничтожит, ведь их защищает ваше «Я», твердое, прозрачное, светлое и дорогое.

Вспомните кризисы, которые вы пережили раньше. Теперь внутри вас — алмаз. Как бы вы стали их преодолевать, имея такую поддержку? Алмаз по­может и в будущем, ведь этот алмаз — вы сами!

Тратьте на это упражнение по 5—10 минут каждый день. И кризисы отступят.

«Новая биография». Еще один способ добиться удачи: переделать собственную биографию. Напишите заново свою жизнь. Пусть она состоит из побед и ярких момен­тов. Так, словно вы — политик, которому необходимо со­здать благоприятный имидж. Станьте сам себе имидж­мейкером, поверьте в свое замечательное прошлое! Ярко представьте десять ваших побед. Почаще вспоминайте о них, рассказывайте друзьям.. Допишите свою биографию вперед на несколько лет, пусть она будет яркой, интересной, как у настоящей звезды или гения науки. И тогда будущее тоже ста­нет радужным

«Домашний театр». Постарайтесь «поиграть» в разных людей. Пусть их характеры отличаются друг от друга. Тогда у каждого из них будет своя реакция на вашу проблему. Один — будет всего бояться. Другой — агрессивно кидаться на вся и всех. А третий, наконец, будет челове­ком спокойным и уверенным. Можно, смеха ради, «при­твориться», что вы — «персонаж» неуверенный в себе и слабый. А затем — превратиться в героя! В человека, на которого вы всегда хотели быть похожим: хоть в Диоге­на, хоть в Наполеона. Результат превзой­дет ожидания!

^ Спорт, спорт, спорт. Учитесь использовать агрессив­ную энергию кризиса себе во благо. Двигайтесь, бегайте, приседайте, отжимайтесь. И продолжайте верить, что все «перемелется» и выход будет найден!

^ Опыт прошлого. Подробно вспомните о том, как вы проходили подобные ситуации раньше. Представьте, что ваше про­шлое — след пены за кормой корабля.

Опыт сновидения. Представьте себе, что все происхо­дит во сне. Как, бы вы стали действовать, если бы ситуа­ция не была реальной? Если это всего лишь сон, значит все не так страшно. И размышлять о ситуации становит­ся куда легче.

Психологические уп­ражнения вещь тонкая. Они требуют постоянной трени­ровки. Нельзя научиться плавать по письменной инст­рукции. Но какие широ­кие возможности откроют перед вами психологические упражнения.

^ Ваш спасательный круг — информация. Нет ничего хуже, чем засунуть голову в песок и зажимать уши, услышав хоть слово о своей проблеме. Люди, про­шедшие серьезнейшие операции, больные раком или СПИДом продолжают бороться, узнавая максимум воз­можного о недуге. Помогает литература, встречи с други­ми пострадавшими, советы врачей. Не стесняйтесь искать информацию. Только открыв глаза на проблему, вы найдете способ бороться с ней.

^ Помните: любая проблема решаема. Надо лишь на­учиться контролировать эмоции и искать возможные ре­шения Вы сами не знаете, на что вы способны. Как гово­рил У. Шекспир: «Мы знаем, какие мы есть, но не знаем, какими мы можем стать». У каждого из нас имеется мас­са защитных механизмов. Их надо лишь научиться «за­пускать» в кризисной ситуации. Вот лишь некоторые:

  • рационализация — найти смысл своего испытания, понять и принять этот урок;

  • сублимация — если в чем-то не повезло, добиться успеха в другом деле (Гитлер был плохим художником, в итоге стал знаменитым политиком);

  • вытеснение — просто забыть о проблеме на время;

* гиперкомпенсация — преодолеть свою слабость (Су­воров был хилым и болезненным, и именно поэтому стал полководцем и великолепным солдатом).


Рекомендации

по психологической подготовке к ЕГЭ.


^ Советы учителям:

  1. Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу» следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

  2. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции текстовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

  3. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам, т. е. в случаях не столь эмоционально напряжённых, как сдача ЕГЭ.

  4. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимися более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работе, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.


^ Советы родителям:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

  2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребёнок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

  7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

  8. Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

  9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

  10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  11. Не критикуете ребёнка после экзамена.

  12. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.


^ Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.


  1. ССосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.




  1. ^ ННачни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

  2. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.




  1. ^ ЧЧитай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.




  1. ^ ДДумай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.




  1. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").




  1. ППроверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.









Список литературы


Биология в школе: журн. – 2004. - №2,7.


Вагин И. «Живи без проблем! Кризис и перемены как шанс изменить жизнь к лучшему»

С.-Пб.: Питер, 2003г

Как подготовить ребенка к экзамену (тренинги, тесты, игры, упражнения), сост. Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф., Волгоград, Учитель, 2008


Липская Т., Кузьменкова О., Готовимся к ЕГЭ // Школьный психолог.- 2008.- №9.-С.17


Прокофьева Л.П.Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.- Саратов: Лицей, 2003


Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д., 2003


Спутник классного руководителя: журн. Т- 2007. - №3,4,8,9; - 2008. - №3,4.


www.ege.ru


Информационно-диагностический каинет

606100. г.Павлово, ул.Коммунистическая, 78

8(83171) 5-35-83, 5-38-95

E-mail: uopr@ mail.nnov.ru

Web- сайт: idkuo.narod.ru

Похожие:

Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconРекомендации учителям по психологической подготовке к егэ выпускников и их родителей
Егэ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconРекомендации учителям по психологической подготовке к егэ выпускников и их родителей
Егэ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconРекомендации учителям по психологической подготовке к егэ выпускников и их родителей
Егэ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ icon«Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»1 Методический сборник «Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»
Санкт-Петербурге в 2010-2011 учебном году. Задачей авторов сборника было проанализировать итоги егэ как с позиции полученных предметных...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconМетодические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (егэ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по организации...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconПлан подготовки учащихся 9 11 классов
Анализ итогов государственной аттестации выпускников прошлого 2006-2007 уч г. Выяснение причин низких результатов и составление плана...
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку Администрации оу
Кимов, дидактические материалы для подготовки к егэ, образцы новых бланков для выполнения заданий егэ
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по иностранному языку Администрации оу
Кимов, дидактические материалы для подготовки к егэ, образцы новых бланков для выполнения заданий егэ
Методические рекомендации к проведению психологической подготовки выпускников к сдаче егэ iconХимия особенности заданий единого государственного экзамена по химии 2009 г и рекомендации по подготовке выпускников
Анализ результатов егэ по химии в Московской области позволил сформулировать следующие рекомендации учителям для подготовки выпускников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы