Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение icon

Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение




Скачать 403.79 Kb.
НазваниеИнтуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение
студент
Дата конвертации26.08.2012
Размер403.79 Kb.
ТипКурсовая


Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет культуры


Кафедра социальной психологии

Курсовая работа


По теме:

Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение.


Выполнил студент:



  1. группы 2 курса

Дневного отделения

Баньков

Артем Сергеевич


Научный руководитель:

Профессор кафедры

Социальной психологии

Мироненко

Ирина Анатольевна


Санкт-Петербург 2005


ПЛАН:


I.Интуиция


1.Из истории развития концепций интуиции .

2.Познавательная роль интуиции и ее формы

3.Интуитивное познание.


II. Творчество.


1.Интуиция в творческом процессе

2.Место творчества в теории познания.


III. Познание.


1.История развития концепций познания.

2.Этапы и уровни научного познания.

3.Познание как творческий процесс.


IV Общение

  1. Физиологические

  2. Личное отношение



Интуиция.


В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, и никак иначе.

История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые (Например, Р. Акофф и Ф. Эмери в книге «О целеустремленных системах» утверждают, что интуиция – это неосознанное умозаключение). Не нужно принимать за интуицию и то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о «чувственной интуиции» как о восприятии органами чувств («интуитивные» предпосылки геометрии Евклида и т.п.). Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично «чувственно-сенситивному». Как специфический феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus – ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно важная черта свойственная интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. По словам П.В. Копна, интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений. В этом своем значении интуиция (или «интуитивное») сопоставляется с «дискурсивным» (от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент) как с обоснованным предшествующими суждениями, принимаемым, на основе аргументов, логических доказательств; дискурсивное является опосредствованно, интуитивное – непосредственно получаемым знанием.

Поясняя термин «интеллектуальная интуиция», В.Ф. Асмус отмечал, что под «интеллектуальной интуицией» ученый понимает прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами. Если иметь в виду, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов ( т.е. если отграничить ее от чувственно-сенситивного и инстинктивного), то можно принять за исходное такое ее определение: интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Интуитивной способности человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Данные признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов. У людей, в разных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.

Интуиция подразделяется на несколько видов прежде всего в зависимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них нередко называют интуицией-редукцией. Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Сама эвристическая интуиция имеет подвиды.


^ Из истории развития концепций интуиции.


Под интуицией древние мыслители понимали непосредственное (прямое) усмотрение (в буквальном смысле слова) реально существующего положения вещей. Отсутствие сомнений в истинном характере данных интуитивного познания было основано на безусловном доверии к чувственным и прежде всего зрительным восприятиям. Такого рода знание получило впоследствии наименование «чувственной интуиции».

Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.

Однако первостепенную значимость в качестве высшей способности к познавательной деятельности интуиция приобретает в философии нового времени.

^ Френсис Бэкон (1561 – 1626) – родоначальник английского материализма XVII в. – занимает в истории философии особое место. Нерешаясь использовать чувственную интуиции древних мыслителей, разрабатывает свою методологию. Скептически относился он и к интеллектуальной интуиции средневековья. Зато его разработка индуктивного метода так же, как и его материализм, таила «в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития» и была необходимой предпосылкой исторической эволюции проблемы интуиции.

В роли полноправной и полнокровной философской концепции интуитивное знание выступило в эпоху рационализма XVII в.

^ Рене Декарт (1596 – 1650) является одним из «первооткрывателей» философской проблемы интуиции. «Под интуицией, - писал Декарт, - я разумею веру в шаткое свидетельство чувств и обманчивое рассуждение обманчивого воображения, но понятие ясного и внимательного ума настолько простое и отчетливое, что оно не представляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте гораздо более достоверное, чем сама дедукция» (Декарт Р. избранные философские произведения. М., 1950, с.86). В этом рационалистическом определении интуиции четко прослеживается ее интеллектуальный характер. Интуиция – высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум человеческий одновременно мыслит и созерцает. Декарт тесно увязывает интуицию с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться без некоторых исходных, предельно ясных положений. При этом не делается никакого противопоставления интуитивного и дискурсивного знания. Эти виды знания, по Декарту не исключают, а предполагают друг друга. Вместе с тем интуитивное познание представляют собой наиболее совершенный вид интеллектуального познания.

^ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) – выдающийся голландский мыслитель-материалист XVII в. предложил иной материалистически- интерпретированный вариант рационалистического истолкования интуиции. Интуиция представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на свободе восприятия, при котором «вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ею ближайшей причины». Интуиция у Спинозы – это своего рода ускоренное умозаключение, выраженное в знаковой форме, отражающей использование понятия.

^ Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – основоположник идеалистического плюрализма – хотя и не выходит в отличие от Спинозы за рамки рационалистического толкования интуиции, обращает свои взоры к теории врожденных идей. В отличии от Декарта Лейбниц считает, что самоочевидность и ясность идеи в число признаков интуиции уже не входят. Под интуитивным понимается познание, при котором мы одновременно мыслим в совокупности все признаки, характерные для данной вещи. Рациональная интуиция – это своего рода «монада» всех рациональных доказательств, сосредоточившая все предикаты вещи в сознании субъекта. Интуиция – высший уровень познания, позволяющий осознать все рациональные истины. Лейбниц, пожалуй, пошел дальше своих предшественников главным образом в том, что определил интуитивное знание не как изначальное, хотя оно и позволяет получать начальные дефиниции рационального познания, а как результат длительной предшествующей познавательной деятельности. Последняя в свою очередь осуществляется дискурсивным мышлением.

^ Иммануил Кант (1724 – 1804) –основоположник немецкого классического идеализма – подчиняет философское учение об интуиции поиску новой методологии. Доступная человеку интуиция существует уже не как непосредственное созерцание ума, а как чувственность, априорные формы которой – пространство и время. Иными словами, интуиция – это пассивная способность восприятия.

Иные очертания приобретает учение об интуиции в эпоху империализма. Интеллектуальное познание подвергается критическому рассмотрению. Интуиция уже выступает не как форма интеллектуального познания. Напротив, ее противопоставляют рассудку и интеллекту.

Постепенно интуиция как форма знания начинает терять реалистические очертания и устремляется в сферу мистических откровений. Свое логическое завершение эта тенденция получила в период кризиса и деградации буржуазно-идеалистической философии – в системе интуитивизма.


^ Познавательная роль интуиции и ее формы.


Интуиция чаще всего использовалась как средство для обоснования различных философских систем идеалистического толка, причем в каждом конкретном случае содержание, вкладываемое в это понятие, приобретало различный смысл. Проблема интуиции – стыковая проблема, ставшая предметом изучения таких наук, как философия, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. Отсюда – различные подходы к разработке проблемы и многочисленные значения понятия «интуиция».

Долгое время монополией на интуицию обладал иррационализм, объявляя ее таинственным, сверхъестественным способом постижения истины, неподдающимся никакому рациональному разрешению.

Многозначность термина «интуиция» связана не только со сложностью самого предмета изучения, но и в определенной мере с тем, что «сам предмет долгое время был кормушкой шарлатанов. Забраться в этот заповедник осмелятся только те из ученых, чья любознательность перевешивает беспокойство о поддержании своей репутации».

Интуиция, так же как и иные формы познания, осуществляется неосознанно и не является автономным способом познания, идущего в обход ощущению, представлению и мышлению». Иными словами, интуиция существует только в теснейшей диалектической взаимосвязи с известными формами познания, выполняя при этом немаловажную функцию их ускоренного протекания. Однако все это не дает возможности раскрыть собственную гносеологическую природу интуиции. Интуиция не является бессознательным процессом, хотя она основана на неосознанном отражении. И единственное ее отличие от других форм познания это то, что интуиция – всегда неосознанный процесс, хотя в тенденции стремящийся к осознанию.

Криптогноза – это своего рода зашифрованное знание. А ключ от него – в интуиции.

Объем криптогнозы определяется двумя факторами:

1.Общей суммой знаний, приобретенных человечеством на данном этапе исторической практики.

2.Суммой знаний, которой располагает тот или иной ученый.

Только на основе этих факторов возможно накопление криптогнозы. Последняя отличается от наличного знания тем, что его накопление и использование происходят посредством неосознанных и интуитивных процессов.

Бунге рассматривает наиболее часто употребляемые значения термина интуиция, такие, как быстрое восприятие, воображение, сокращенное аргументирование и здравое суждение. Он различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие формы:

1.^ Интуиция как восприятие.

А. Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

Б. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

В. способность интерпретации.

2.^ Интуиция как воображение.

А. Способность представления или геометрическая интуиция.

Б. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

В. Творческое воображение

Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Буге классифицирует следующим образом:

1.^ Интуиция как разум.

А. Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.

Б. Способность к синтезу или обобщённое восприятие.

В. Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

2.^ Интуиция как оценка.

А. Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.

Б. Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

Таковы, по мнению Бунге, основные разновидности интуиции. Автор делает попытку систематизировать наиболее часто употребляемые значения интуиции среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия. Однако его систематизация не всегда последовательна.

Главная цель всего исследования Бунге заключается в том, чтобы вскрыть огромную эвристическую роль интуиции как необходимого момента в процессе познавательной деятельности ученого. В этом плане его работа представляет собой известную ценность. Благодаря этому исследованию намечены основные подходы к изучению проблемы, обеспечивающие конструктивное отношение к последней. По мнению Бунге, этот конструктивный подход включает:

1.Тщательный анализ многочисленных значений термина «интуиция» и осторожное пользование им.

2.Эмпирический и теоретический анализ интуиции в рамках научной психологии.

3.Уточнение результатов интуиции посредством классифицирующей, обогащающей и придающей четкость разработки понятий (Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967, с. 150-151).


^ Интуитивное познание.


Объективным источником действия интуиции является криптогноза. Её использование относится к особой специфической области познания - к интуитивному познанию. Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.

Во-первых, интуиция – это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое «интуитивным знанием» и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.

Первое определение относится к анализу интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.

Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием.

Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.

К числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

1.Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

2.Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.

3.Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата.

4.Внезапность и неожиданность полученного результата.

5.Непосредственная очевидность результата.

6.Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.

7.Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

8.Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Особенность интуитивного познания состоит в том, что по своей гносеологической сущности оно – преобразовательное, комбинаторное познание, результатов которого выступает интуитивное знание.

Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным.

Интуиция поддается экспериментальному изучению. Из работ, посвященных исследованию интуиции посредством эксперимента, можно выделить труды советского психолога Я.А. Пономарева, американского психолога Олтона, румынского психолога К. Факуоара.


Творчество.


На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность, раскрывается его созидательная сущность.

Понятие творчества ассоциируется с возникновением нового. Поскольку же новое имеется во всех сферах действительности, на этом основании некоторые исследователи соотносят творчество с природой. Существует точка зрения, согласно которой «творчество свойственно и неживой природе, и живой – до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Считается, что выражение «творчество природы» не лишено смысла. Рассмотрение творчества в общей форме как механизма продуктивного развития позволяет включить проблему творчества в диалектику развития. В основу исходного определения творчества должно быть положено его самое широкое понимание. В узком же смысле творчество – только человеческое.

Под творчеством в естественных науках не разумеют «творчество» атомов, молекул и иных материальных систем, а если кто-либо и употребляет это понятие, то, видимо, это связано с привнесением в понимание природы религиозных или объективно-идеалистических представлений. Сторонники религиозного воззрения на мир полагают, что Господь является подлинным Творцом всего – и неба, и земли, и физических тел, и психических состояний. Наделяя Бога творческой силой, они порой не прочь говорить о «творчестве природы», имея в виду действие божественной силы через природу. Одно из значений термина «творчество» действительно связано с представлением о Творце, стоящем над природой порождающем природу.

Научно-философский взгляд на мир не оставляет в нем места для какой-либо надприродной духовной силы – ни для бога, ни для Абсолютного Духа. Понятие деятельности с этих позиций применимо только к человеку; с ним и только с ним соотносится понятие творчества. Предпосылкой человеческого творчества является активность материи, взятой на всех ее уровнях, и такое атрибутивное свойство материи, как отражение.

Творческие компоненты имеются у человека и в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом. В сознании человека функционируют многие понятия типа идеального, нацеленные на будущее. Но имеются и чувственные представления, являющиеся продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как представления-цели. На них замыкаются многие представления только отражательного типа; иначе говоря, чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.

Распространенным является понимание творчества как деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. в последние десятилетия встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую деятельность человека, - эвристики.

Рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением.


^ Интуиция в творческом процессе.


Причастность интуиции к творческому процессу стала для многих исследователей столь очевидной, что превратилась в условие и исходный пункт позитивного решения как той, так и другой проблемы. Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре прямо заявлял, что от решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и в конечном счете – прогресс науки. Б.М. Кедров утверждает, что интуицию можно познать и должным образом оценить лишь в цепи творческого процесса.

Вопрос о соотношении творческого и интуитивного в значительной степени осложняется тем, что содержание самого понятия «творчество» остается едва ли более содержательным, чем понятие «интуиция».

Творчество представляет собой социально- исторический продукт, не отделимый от понятия труда, связанный с ним и исторически и логически. Творчество может быть как в большом, так и в малом; оно не зависит от масштабов деятельности, но вместе с тем невозможно без высшей степени осознания целей и задач этой деятельности. Творческий процесс детерминирован самой природой человеческого мышления и является качественно высшей его формой.

В известной степени это относится и к интуиции, как элементу творческого мышления. Конечно, не всякое интуитивное есть творческое в подлинном смысле этого слова, но творчество как таковое не может быть без «интуитивных прозрений», догадок, предположений. «Безинтуитивное творчество» – не более чем психическая иллюзия.

Новые знания, которые не вытекают из добытых ранее систем правил, могут быть получены эвристически, путем творческого поиска, не гарантируя заранее успеха: ищущий новое должен быть готов к тому, что его поиски могут кончиться неудачей.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.


^ Место творчества в теории познания.

Анализ всей истории познания человеком внешнего мира указывает на то, что творчество является высшей формой познавательного процесса. Но, когда мы анализируем творчество, мы должны иметь в виду, что оно выступает и как научное творчество – наивысший акт научного познания.

Анализ проблемы соотношения научного познания и научного творчества следовало бы разграничить на два этапа:

1. Определение области научного познания.

2. Выделение научного творчества, как высшего акта научного познания и определение его специфики.

Познание – важная сфера творчества, но последнее к нему не сводится, ибо его источники, основа заключены прежде всего в практической деятельности людей.

Существуют многочисленные концепции, пытающиеся объяснить суть творчества. Одни усматривают его основу в действии биологических факторов, в глубинных инстинктах человека, в способностях, закодированных в генах, другие рассматривают его лишь как самовыражение личности. Все эти концепции антинаучны: они не позволяют объяснить объективные источники творчества, его социально-исторические формы, понять его подлинную сущность. Наиболее характерным для идеализма при рассмотрении творчества является абсолютизация активности субъекта, ее противопоставление объективным закономерностям. Творчество понимается как свободная, ничем не обусловленная, произвольная деятельность субъекта. При таком подходе познание как творческая деятельность не считается отражением действительности.

С точки зрения диалектико- материалистической философии творчество – это не мнимая независимость субъекта от объективной реальности, а такой процесс их взаимодействия, в ходе которого субъект, опираясь на познанные объективные закономерности, целесообразно изменяет окружающий мир. Творчество – это создание нового в интересах прогресса общества, возрастание степени свободы человека, находящее выражение не только в преобразовании природы, но и в создании таких социальных отношений, которые в конечном счете служат всестороннему, гармоничному развитию человека.


Познание.


Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин “знание”, равно как и “познание”, несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания. Гносеология не может не касаться указанных сторон.все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы “готового” знания, чем методов его получения. Таким образом,гносеология – это знание о знании.

Вопросы познания мира человеком являются центральными в любом философском учении, причем исследование возможностей познания людей, анализ сущности познавательного отношения человека к миру, проблемы истинности познания, соотношения знания и ценности, а также знания, понимания, значения по мере развития человечества становятся все более актуальными и непосредственно связанными с практическими задачами, которые решает человечество.

В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Поэтому ясно, что если теория знания включает в себя в качестве предпосылок выводы каких-то других теорий, то она рискует попасть в логический круг.

Вопросы познания, поставленные и по разному решаемые в философии, позволили выделить субъект и объект познания, сам процесс познания, учение об истине и проблемы проверки достоверности знаний.

Объект познания в широком смысле слова – весь материальный мир. Диалектический материализм, продолжая материалистическую традицию, исходит из первичности объекта и вторичности человеческого сознания. Признание объективности мира и его отражения в сознании человека – важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Связь субъекта и объекта здесь рассматривалась как чисто физическое отношение. Познавательное отражение понималось только как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. Субъект познания органически включен в систему общественных отношений, которые определяют его особенности. Несмотря на то что субъектом познания в широком смысле является общество в целом, социальные группы, познание осуществляется через отдельных людей.

Философы также уделяли большое внимание методам познания, исследовательским процедурам, логике познавательной деятельности. Эта проблематика традиционна для философского осмысления проблем познания и существует множество различных концептуальных подходов, которые разрабатывались на протяжении всего более чем двухтысячелетнего развития философии.

На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.


^ История развития концепций познания.


Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

В античной Греции в четком и сжатом виде были представлены практически все подходы к познанию, которые затем углублялись и развивались на протяжении веков.

Одно из значимых направлений было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеку и проблема познания заключается в самом человеке. Задача философствования – познать самого себя, а решение этой задачи предполагает, что человек овладел искусством жить. Это искусство постигается человеком в процессе овладения им диалектикой, методом спора с самим собой, позволяющим выявить внутренние противоречия в собственных воззрениях. На этой основе Сократ делает вывод о том, что нравственные нормы, помогающие человеку жить обосновываются разумом и жизнь добродетельная предполагает, что человек знает, что такое добро и действует и живет согласно этому знанию.

В истории античной философии известна также концепция познания Платона, который считал, что источник познания – это воспоминание бессмертной души человека, которая заключена в тело, о мире идей, существующих безотносительно к миру природных вещей. Чувственно воспринимаемые человеком вещи и их свойства, будь то тепло или холод, вкус или цвет могут быть понятны только на уровне мнения познающего человека.

Третья линия в познании представлена в философии Демокрита, который считал, что душа человека является движущим началом в теле и одновременно органом ощущения и мышления. Телесный мир состоит из атомов и чувственные качества вещей зависят от их свойств. Демокрит уделяет особое внимание проблемам восприятия мира человеком, подчеркивая, что в процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает знанием, играющим большую роль в познании. Только тогда, когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к разумному познанию. Таким образом уже в античности складывается материалистическая концепция познания, включающая чувственное и рациональное познание как переход от наглядного образа к понятию.

Современное научное представление о познании включает понимание того, что существуют три главные сферы или области познания: мир природы - от космоса до атома и элементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиций и переживаний, эмоций и представлений.

Каждая из этих сфер познания может быть познана с помощью определенных познавательных феноменов, таких как объяснение, понимание и рефлексия.


^ Этапы и уровни научного познания.


Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.

Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в научном исследовании существует несколько. В частности эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются по гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по

познавательным функциям, по соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других признаков.

По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом – объяснение изучаемых явлений. Наиболее четко различие между двумя уровнями познания проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция, аналогия, гипотеза и др.

Различие между эмпирическим и теоретическим этапами познания проявляются также в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности.

Научное решение проблемы о соотношении чувственного и рационального дает марксистская философия. Исходя из решающей роли практики, она выявляет их диалектическое единство. Чувственное – начальная ступень познания. В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако одного чувственного опыта недостаточно. Преобразуя внешний мир, субъект проникает в глубь объекта. Чтобы его деятельность была эффективной, ему нужно не только изучить внешние особенности объекта, но и познать его внутренние отношения, свойства, закономерности. Таким образом, на основе чувственного опыта, обобщения и анализа его данных формируются абстрактные понятия, научные представления. Чувственные образы человека носят осмысленный характер, они внутренне связаны с языком, в этом выражается их специфически человеческий характер, наличие в них социальных оценок. В свою очередь, логические понятия, абстракции используются в познании в неразрывном единстве с данными чувственного опыта.


^ Познание как творческий процесс.


Познание можно понять как творческий процесс. Рассматривая творческую природу познания нужно обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего такой характер познание приобретает благодаря внутренней связи с практикой. Творческие черты познания вытекают из опосредствуемой практикой его связи с объективной действительностью. Одним из выражений этого служит то, что познание есть активное отражение действительности, благодаря чему оно и выполняет свою роль в развитии общества, деятельности людей.

Говоря о творческом характере познания человека, необходимо подчеркнуть, что в своей основе это процесс сознательный. Творческий акт можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга стадий, фаз. Сюда относятся постановка проблемы или выдвижение задачи, решение проблемы и сопоставление полученного результата с тем, как субъект представлял себе результат познания ранее. Исходной фазой, предшествующей всякому научному открытию, является выдвижение проблемы и прежде всего формулирование вопроса.

Следует иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.

Научное познание направлено на отражение объективных (природных и социальных) явлений, а также на изучение духовной жизни общества. Многообразие видов научного познания порождается многообразием объективного мира, его закономерностей. Но не только от объекта зависит характер и уровень развития тех или иных отраслей знания наука вплетена в систему сложной деятельности субъекта, общественных отношений.


Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

В компетенции философии такие проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, социокультурная детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и творческая деятельность, гносеологический и этический аспекты научных дискуссий и др.

Нельзя недооценивать роль интуиции в творческом процессе. Благодаря интуитивным догадкам художник, музыкант или любая другая творческая личность открывает для себя качественно новый уровень самовыражения, что, порой, приводит к созданию неожиданных для творца шедевров искусства.


Общение


Физиология


Надо начать с того, что ни для кого не секрет, и это уже давно доказанно, что интуициия играет огромную роль не только в научной или эстетической сфере жизни человека, но и при банальном межличностном общении. Когда люди практически не знакомы друг с другом, не общались до этого, то человек строит свое мнение и основывает его на интуитивном уровне. Банальнейшим образом: нравиться он мне или не нравиться? А поскольку на мой взгляд теория интуиции Эрика Бернса хоть и не во всем, но все же верна, то необходимо поподробней остановиться на том, какие же невидимые и не придаваемые значения факторы человеческой мимики, жестикуляции влияют на интуицию.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д.

Язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному «театрализованному» поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов неохотно или вовсе «не идет» на них, что может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного. И именно это один из факторов интуиции общения. Поскольку когда мы общаемся с собеседником мы интуитивно понимаем или нам кажется что мы понимаем, что он хочет сказать нам своим поведением, нравится ли он нам или вызывает чувство неприятия. На самом деле человек реагирует на мелкие сигналы тела собеседника, его поведения и соответственно интуитивно оценивает его и уже из этой оценки рождается наше мнение о нем. Вот некоторые жесты мимики, артикуляция.

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом

^ Непринужденная улыбка. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием.

^ Вынужденная деланная улыбка. Такая улыбка «по заказу» превращается

в движение намерения с довольно небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия.

^ Приторная улыбка. Этот вид улыбки можно установить по чуть более заметному растяжению губ. Поэтому такая улыбка производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле.

Усмешка. Основное различие между улыбкой и усмешкой заключается в том, что губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне.

Ухмылка. Это улыбка – гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что перед вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта («кислая» реакция) придают лицу выражение «переполненного сарказмом» человека.

^ Кривая улыбка (усмешка). При кривой усмешке (или фальшивом смехе) только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается. Проявляемое таким образом органическое рассогласование выражает состояние внутреннего разлада. Эта улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот и сотрудникам из вежливости приходится смеяться, хотя и сам анекдот был уже не новым, да и смешного в нем было мало).

^ Уничижительная улыбка. При такой улыбке уголки рта немного опущены. Форма рта выражает одновременно утверждение и отрицание. Уничижительная улыбка является ослабленным вариантом язвительной. Так улыбается человек, настроившийся на юмор висельника или отказывающийся от всего, а также высокомерно-ироничный, всезнающий или злорадствующий по тому или иному поводу.

Так же одной из важнейших частей тела используемых при интуитивной оценки собеседника, являются его глаза, ведь недаром говорят: Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной силы” и ”сияющие звезды” особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может “выражать больше, чем слова”, но может и “убивать”. Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Близко расположенные друг к другу глаза должны означать “идеализм, доходящий до фанатизма, сочувствие и довольно значительную приверженность той или иной теории”. Далеко отстоящие друг от друга глаза должны свидетельствовать о “холодном как лед, трезвом в суждениях и практичном” человеке. Большие и широко расставленные глаза должны характеризовать волевых, надежных, способных к языкам и энергичных людей, в то время как по маленьким глазам можно судить о том, что те, кому они принадлежат, подверженные влиянию, зачастую ненадежные и поверхностные люди.

Вытаращенные глаза. Вытаращенными мы называем такие глаза, которые раскрыты сверх нормы. Глаз представляет собой, подобно носу, рту и ушам, орган чувств. Широта его раскрытия говорит таким образом о том, что хотят воспринять больше, чем обычно, информации. Нередко наряду с вытаращенными глазами отмечается и раскрытый рот. Эта поза выдает стремление ничего не упустить, когда все органы чувств приведены в оптимальную готовность к восприятию.

Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза (“во все глаза”) говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о следующем:

  • об интеллектуальной продуктивности (глаз “воспринимает” творческие идеи),

  • о представлениях, являющихся результатом воображения, например у мечтательных детей,

  • о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к себе).

Открытые глаза. Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии окружающего. Степени раскрытости глаза сами по себе объясняются зрительной функцией глаза. Открытые глаза говорят о состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами.

Как непосредственная реакция прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов, например осмысление какой-либо идеи. При этом, чтобы не отвлекаться, фиксируется та или иная вымышленная точка пространства и за счет этого как бы предваряется критическая обработка самой идеи. Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние нетерпеливого ожидания и лукавства.

Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например, мыльной пены). Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства.

Прищуривание одного глаза. Используют в основном для тайного изъяснения с кем-либо. Когда прищуривание происходит с меньшим напряжением, это воспринимается как кокетство, в особенности если при этом голова склоняется набок и на губах появляется соответствующая улыбка. “Подмигивание”, одна из форм прищуривания одного глаза, служит для установления тайного взаимопонимания. Такое прищуривание типично для лукавых, шельмоватых, ловких, хитроумных и в то же время для тщеславных , навязчивонахальных людей, а также для мошенников.

Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте). Непринужденное закрывание глаз может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет необходимости, что все понятно.

Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-за чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью, смущенностью, нечистой совестью и нервозностью, т.е. какими-то психическими процессами.

Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующ, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление.

Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние. Параллельное положение глаз говорит о том, что перед вами задумчивый человек, погруженный в мир собственных представлений, который лишь смутно воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Преднамеренно этот взгляд используют в тех случаях, когда кому-то хотят продемонстрировать, что он для вас пустое место.

Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере.

Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения.

Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой. Если такое направление взгляда обусловлено небольшим ростом, то часто за счет принятия соответствующей позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд.

Взгляд снизу, обусловленный склоненной головой, выражает позу подчинения или нападения. При этом полного подчинения, когда зрительный контакт был бы оборван, не предполагается. Тот, кто ведет себя таким образом, несмотря на склоненную голову, все же хочет видеть своего визави. Поэтому в этой позе все-таки заключена определенная доля недоверия и готовности к действию.

Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не попасться при этом. Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо. Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим человеком.

Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают мимика, положение тела, напряжение.

Также этот взгляд служит в качестве укрытия от оптических раздражений. Так можно объяснить, например, состояния, выражаемые с помощью косого взгляда: как приподнятость, религиозная благость и жертвенность. Такой взгляд часто используется во время разговоров по телефону, чтобы можно было сильнее сконцентрироваться на том, о чем идет речь.

Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно “прохладной” мимикой, тогда создается впечатление трезвого взвешивания, оценки, даже обиды.

Фиксированный взгляд. При фиксированном взгляде в большинстве случаев наблюдается сужение круговой мышцы и концентрированное напряжение мимики. Такой взгляд, направленный на собеседника, выражает осознание собственной силы и воздействия. У таких людей, выступающих перед аудиторией, наблюдается фиксация взгляда на какой-нибудь точке в пространстве.

Так, при общении, при повороте зрачка в стороны 1, 2, 3 мы имеем дело с воспоминанием о чем-либо, а при повороте в стороны 4, 5 и 6 – с представлением чего-либо


^ Направление взгляда в зависимости от хода рассуждений человека


1

4





2

5





Личное отношение


Но конечно интуитивное общение основывается не только на физиологическом «портрете» человека, но и на наших мыслях и желаниях, то есть на тех ощущениях, опыте которые у нас есть, ведь нередко бывают такие случае, когда вроде бы похожие и одинаковые люди не могут найти «общий язык» и затрудняются ответить что же им мешает прийти к согласию. Это следствия того, что мы не только подсознательно интуитивно (см. первую часть) оцениваем человека, но мы как бы проецируем на этот образ человека еще и свои ожидания того, как бы нам хотелось что бы он поступил и наш прошлый опыт…

Ведь как опять можно сказать, что практически у каждого есть свои «скелеты в шкафу». Простой пример: Если человек любил девушку с именем Ольга и она оставила след в его жизни, то ко всем последующим особям женского рода с таким именем у него будет уже несколько предвзятое отношение. Он будет видеть во всех последующих девушках некие черты, которые были в ней.

Если коснуться общения в сфере бизнеса и рабочего коллектива, то

видно, что тот кто принимает решения интуитивно, делает это быстро и потом решения свои если и меняет, то под давлением результатов, а не анализа - как своего собственного, так и своего окружения, потому что интуитивное решение вне логики и может быть проверено только практикой. Так, когд Генри Форд дал задание сделать восьмицилиндровый двигатель в одном блоке, специалисты целый год пытались доказать Форду, что это не возможно, но Форд был упрям и оказался прав!

Определение Интуиции в БСЭ: "Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.

Интуиция бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство." (Генри Форд)

В принципе, придраться здесь не к чему, вот только надо обратить внимание на последнее предложение: чтобы убедить себя и других нужны доказательства. Так вот, лоигчески доказать истинность прозрения не всегда возможно, в этом-то и суть интуитивной находки: она открывает нечто такое, что за пределами логики, это новое знание, которое может быть подтверждено или опровергнуто только практикой. Поэтому хоть и человек пользуется и основывает свои действия на интуиции в повседневной обстановке, но если на его взгляд проблема серьезна, то подавляющее число людей прибегнет к логическому обоснованию своих поступков.


Заключение


В конце хотелось бы заметить, что пока так никто и не смог четко и ясно объяснить феномен и принцип работы интуиции. Существует много разных теорий, большинство из которых достались нам по наследству от античных и средневековых исследователей. В современной науки интуиция играет роль младшей сестры. Хотя понимание и раскрытия принципа работы интуиции дало бы очень много для науки и как следствия для межличностного общения людей. Не говоря уже о том, что это возможно бы приблизило создания полноценных систем искусственного интеллекта, ведь интуиция это одна из главных состовлячющих психики человека.

Но поскольку интуитивная умственная деятельность может протекать только без участия сознательного контроля, подлинно научный анализ интуиции невозможен. Сознательный интеллект так же мало осведомлен о вещах, недоступных для его восприятия, как слепой человек - - о цветовых оттенках. Но мне все же кажется, что когда-нибудь люди смогут проанализировать и иследовать этот элемент человеческого сознания. Хочется в это верить.

Похожие:

Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconПознание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы
Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconВозможности интуиции человека. Предсказания. Предисловие
Поэтому чувственная интуиция это скорее не интуиция, а просто предчувствие. А вот логическая составляющая интуиции – это будущее...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconН. В. Протасевич Екатеринбург посещение рерихами сибири и алтая как открытие пространственного шлюза
России, Алтай, сыгравший, по его мнению, важную роль в переселении народов, вопросы, поиски ответов на которые обращали его взор...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconРуководители секции – Петрова Н. А., Гиляровская В. Л. Роль правильного общения и совместного отдыха родителей и детей Петрова Н. А
Анализ результатов тестирования первоклассников «Общение в семье», ««Мой ребенок», устного опроса учащихся, рисуночного теста «Моя...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconЛ. Е. Балашов бег в моей жизни или всё о беге
Нужно быть здоровым, чтобы жить, а не жить, чтобы быть здоровым”. Бег — это сама жизнь, жизнь в миниатюре, и сводить его лишь к оздоровительным...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconЛитературно – музыкальная композиция Учитель Медведева В. А. Цель
Цель: расширить представление учащихся о жизни и творчестве М. Ю лермонтова; выяснить, какую роль сыграл Кавказ в жизни поэта; воспитывать...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconЛитература Поучения, жития святых…
В русской литературе классицизм зародился во второй четверти 18 в в творчестве А. Кантемира; В. Тредиаковского; М. Ломоносова и достиг...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение icon1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм Необходимое отвлечение Настоящий раздел работы называется «гносеология»
Мира, частью которого этот субъект является, либо к некоторой метадисциплине, включающей в себя все формы познание, все науки, в...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconМедиатехнологии в детском творчестве
Хвостова Т. С. Медиатехнологии в детском творчестве // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой,...
Интуиция. Ее роль в творчестве, познание и общение iconРазъяснение право ребенка на общение с родственниками
Согласно статье 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы