Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы icon

Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы




НазваниеТридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы
страница1/5
Дата конвертации23.08.2012
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
1. /112.DOCТридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ.

Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы.

1. Жан-Жак Руссо. Впечатления раннего детства в семье отца. Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные за принадлежность к гугенотам). Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на попечении отца и его сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным, самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью 1). От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце". Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто вспоминал о ней с маленьким сыном. Руссо передает в своей "Исповеди", что это были за воспоминания. "Когда он говорил мне: "Жан-Жак, поговорим о твоей матери", я отвечал ему: "Значит, мы будем плакать", и одни уже эти слова вызывали у него слезы". Когда ребенок выучился (5-6 лет)

1) "Она рисовала, пела, много читала и писала сносные стихи", говорится в, "Исповеди". Перев. под ред. Н. А. Бердяева, Киев, 1905 г., ч. I., стр. 35.

280

читать, отец стал читать вместе с ним романы. "Сначала это делалось для того, чтобы я упражнялся в чтении интересных книг; но вскоре эти книги так захватили нас, что мы стали читать по очереди без передышки и проводили ночи за этим чтением Иногда отец, заслушав под утро щебетанье ласточек, говорил в смущении: "идем спать! я гораздо больше ребенок, чем ты!"




РУССО

В результате, - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1) - "я не имел еще никакого понятия о вещах, в то время как все чувства мне были уже известны. Я еще ничего не постиг но уже все перечувствовал"... Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение историче-

1) "Исповедь", ч I., стр. 36.

287

ских сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный, республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер". Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на месте изображаемых античных героев 1). Значительное влияние на Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела также его молодая тетка, - сестра отца: Руссо с нежностью вспоминает о ее пении. "Пение ее так очаровывало меня, что многие из ее песен долго оставались в моей памяти; но даже и теперь, когда я совершенно забыл их, по мере того как я старею, они воскресают в моей памяти с невыразимым очарованием" 2).

Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их влиянием складывалось его сердце и характер: "сердце, гордое и нежное в одно и то же время, и характер, женственный, но неукротимый, - характер, вечно колеблющийся между слабостью и мужеством, между негой и доблестью, до самого конца заставивший меня впадать в противоречия с самим собой" 3).

Воспитание вне дома. Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался на попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его отдали на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время детства оставило в Руссо самые счастливые воспоминания, несмотря на первые вспышки чувственности. Деревенская природа и жизнь "вернула меня", - вспоминает Руссо в "Исповеди", - "к детскому состоянию". Дружба с двоюродным братом завершала счастье. "Нежные сердечные, мирные чувства составляли основу этой жизни" 4). Между воспитанниками и воспитателями (аббатом Ламберсье и его сестрой) были самые лучшие, родственные отношения. Только в конце их разрушило одно несправедливое, наложенное на мальчиков наказание. "Привязанность, уважение, близость доверие уже не связывали воспитанников с их воспитателями; мы уже не смотрели на них, как на богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурно поступить и больше боялись обвинения; мы начали скрываться, возмущаться, лгать. Все пороки нашего возраста омрачили нашу невинность и обезобразили наши игры" 5). Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь Руссо прожил 2-3 года почти без всякого воспитания и дела.

Руссо в учении у мастера. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее образование, то родные надумали отдать его к одному

1) "Исповедь", ч. I., стр. 38 "Однажды, когда я за столом рассказывал о подвиге Сцеволы, я напугал всех, протянув руку над жаровней, чтобы изобразить его поступок". 2) ibid., стр. 39. 3) "Исповедь", ч 1, стр. 40 4) ibid., стр. 42 5) ibid, ч. I, стр. 49.

288

городскому чиновнику, чтобы выучить "полезному ремеслу писца". Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты, и - как сам замечает - вскоре "был выгнан из конторы за глупость". Тогда его отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного подмастерья. "Самые низкие наклонности, самые гадкие шалости сменили мои прежние милые забавы? У меня не осталось даже ни малейшего воспоминания о них". "Само по себе ремесло", - говорит Руссо, - "не было противно мне, но тирания хозяина сделала для меня невыносимой работу и породила во мне пороки, которые я мог бы ненавидеть, напр., - ложь, леность, воровство". Сопоставляя свое положение у мастера с прежними, Руссо замечает о себе: "я был смел в доме отца, свободен у Ламберсье, скромен у дяди; у хозяина стал боязлив и с тех пор стал погибшим ребенком. Я научился молча желать, прятаться, скрывать, лгать и, наконец, воровать" 1). Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось, как он сам думает, предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около 5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и наконец, опоздавши однажды на прогулке и боясь наказания мастера, бежал.

Скитания Руссо. Отсюда начинается для Руссо период скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же Варен): по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает здесь католичество: по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь мелкими граверными поделками: дальше служит лакеем в знатных домах (графини де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в католической семинарии, пробуя подготовиться во священники, но без успеха; живя у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита, переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет его в Парижскую академию; поступает

1) "Исповедь", ч. 1, стр. 60. Руссо говорит "Желания и невозможность удовлетворить их (Где люди видят, как другие пользуются благами жизни, которых сами они лишены) всегда приводят к этому. Вот почему все лакеи - плуты, и все подмастерья также превращаются в них; но, достигнув свободного и спокойного положения, где все, что они видят, доступно им, последние теряют эту позорную склонность".

289

секретарем к французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы " (Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец, отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и перепиской нот. Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин, Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.

Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности. особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36) г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я", - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" 1), - "вставал с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город (в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, "соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.

Период литературного творчества и конец жизни. Собственно, литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичным) приездом в Париж, осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое участие в "Энциклопедии", - статьей о музыке. Но литературная известность Руссо нави-

1) "Исповедь", ч. II, стр. 53.

290

нается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и искусствах ухудшению или улучшению нравов?" Сочинение получило премию. "Это известие", - говорит Руссо - 1), "пробудило во мне все идеи, вдохновившие этот труд, придало им новую силу и окончательно привело в брожение те зачатки героизма и добродетели, которые с детства поселили в моем сердце мой отец, родина и Плутарх Мне казалось, что нет ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным, стать выше счастья и общественного мнения и довольствоваться самим собой". Вскоре статья была напечатана и произвела значительное впечатление "Ее превозносят до небес" - писал Дидро, друг Руссо, - "я никогда не видел подобного успеха" 2)

Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне города 3). Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны "Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви "Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о воспитании" 4). "Эмиль, был написан в три года, закончен в 1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии ("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской провинции, - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда, несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем Рену, он снова

1) "Исповедь", ч. Ии, стр. 173 2) ibid., ч II, стр. 181. 3) Сначала в домике, построенном специально для него его другом г-жой д'Эпинэ близ Парижа, в чесу Монморанси (в имении "Эрментаж"), потом в собственном домишке в Монморанси и, наконец, в маленьком замке владетеля Монморанси, герцога Люксембургского. 4) Поводом к написанию "Эмиля" была просьба к Руссо друга его, г-жи де-Шенонсо, которая нуждалась в указаниях на счет воспитания сына. "Хотя этот предмет", - сознается Руссо в "Исповеди" (ч III, стр. 13), "не особенно приходился мне по вкусу, но власть дружбы такова, что он занимал меня более всех других".

291

живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и более удаляясь от общения с людьми. В это время он написал историю своей жизни до 1765 года, -, Исповедь", произведение замечательное по тонкому анализу субъективных переживаний и автобиографической откровенности. Надломленный пережитыми волнениями, Руссо умер скоропостижно 2-го Июля 1778 года, в замке маркиза де-Жирарден в Эрменонвиле. Исполняя волю покойного, де-Жирарден похоронил его среди парка, на маленьком, поэтическом островке, засаженном пирамидальными тополями. Всегда обожавший природу, всегда находивший на лоне ее покой при жизни, Руссо остался ей верен и после смерти. На его могиле Жирарденом поставлен был памятник с прекрасной характерной надписью: "Здесь лежит человек природы и правды".

Переходим теперь к изложению педагогических идей Руссо 1), предварительно выяснивши их психологические и этические предпосылки.

2. Психологические взгляды Руссо. В своих психологических взглядах Руссо стоит на почве обычного, популярного в ту эпоху сенсуализма. Духовная жизнь ребенка начинается и вся вырастает из ощущений. До ощущений - же в душе ничего нет, она "чистая таблица". В первые годы жизни память, воображение, а тем более, конечно, разум совершенно отсутствуют, и ребенок живет одной растительной жизнью и ощущениями. "Ощущения являются первым материалом его познаний": он "внимателен только к своим ощущениям" 2). До той поры, пока ребенок не начал говорить, - говорит Руссо в "Эмиле", - "он оставался тем же, чем был во чреве матери: у него нет ни чувств, ни идей, едва-едва существуют у него ощущения" 2). Все знание, или все духовное содержание ребенка заключается в ощущении, - "ничто не переходит в мышление". Поэтому детство Руссо поэтически называет "сном разума". "Чистую таблицу" душа ребенка представляет собой не только в умственном отношении, но и нравственном. У него нет никаких нравственных понятий потому, что ему недоступно еще понимание взаимных человеческих отношений, которые регулируют нравственность. Правда, Руссо признает существование в человеке совести, независимой от разума, но, все-таки, без него она развиваться не может: поэтому

1) Педагогические идеи Руссо, помимо специального трактата, содержатся в романе его "Новая Элоиза", в письмах к разным лицам о воспитании и отчасти в "Исповеди". 2) "Эмиль", стр. 30-31. 3) ibid., стр. 43, 78 и др.

292

"до наступления разумных лет мы делаем добро и зло, сами того не зная" 1). В другом месте он прямо говорит, что "до разумных лет не может явиться никакой идеи о нравственности и социальных отношениях" 2). Таким образом, до разумных лет ребенка нельзя назвать в собственном смысле нравственным или социальным существом. Он не сознает своих отношений к другим людям и живет исключительно личной, в широком смысле эгоистической жизнью. "Наши первоначальные чувства сосредоточиваются исключительно на нас самих: все наши природные движения относятся, прежде всего, к личному нашему самосохранению и благоденствию". Ребенок, до развития чувства долга, руководится в жизни только тем, что ему полезно и неполезно, что доставляет удовольствие или неприятность. Иначе говоря, как в душе ребенка существуют вначале ощущения, так только ощущениями же (приятными и неприятными, выгоды и невыгоды) определяется вначале и его жизнь. Таким образом, в основе духовной жизни вообще, будем ли мы рассматривать ее в умственно познавательном или нравственном отношении, лежат ощущения. Отсюда, понятно, они же должны составлять и центр в педагогическом образовании ребенка.

Помимо взглядов на человеческую природу, в частности, природу ребенка, воспитание определяется еще взглядами на назначение человеческой жизни или этическими воззрениями.

3. Взгляды Руссо на цель человеческой жизни и добродетель.

Как, вообще, для мыслителей века Просвещения, цель человеческой жизни и для Руссо лежит в счастьи. Но в чем заключается счастье? "Самый счастливый человек тот, у кого меньше горя; самый несчастный - тот, у кого меньше радостей" 3). Источник же горя, несчастий - в непомерности наших желаний, когда желаний больше, чем средств к их удовлетворению. Отсюда ясно, в чем заключается человеческая мудрость и где путь к человеческому счастью: "в ограничении избытка желаний соразмерно со средствами и восстановления полнейшего равновесия между силою и волею" 4). Необходимость для счастья этого равновесия ставит воспитанию, очевидно, первые две задачи: умножать, развивать силу человека и, с другой стороны, сокращать, умалять желания.

Из того же источника, откуда проистекает счастье, развивается и добродетель, которую Руссо понимает, как любовь к другим.

1) ibid., стр. 34. 2) ibid., стр. 54, 55, 58 и др.: "Понятие долга немыслимо в их годы". 3) "Эмиль", сир. 47. 4) "Эмиль", стр. 47, 52, 53 и др. "Знаете ли вы каков самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его

не знать ни в чем отказа".293

Раз у человека будет более сил, чем желаний, он будет расходовать свои силы на других. По Руссо, эгоистами, злыми делаются слабые люди, у которых все силы уходят на удовлетворение собственных желаний 1). Напротив, у сильного человека его первоначальное, природное чувство, - любовь к самому себе, себялюбие, естественно, переходит в любовь к другим. Он скоро удовлетворяет свои простые потребности и обращает свое внимание на других. В человеческих отношениях внимание к другим наиболее возбуждается видом страданий их. Здесь нет никакой зависти к положению ближнего, с одной стороны, а с другой, именно страдания их нуждаются в нашей помощи, в силах. Таким образом добродетель, как любовь к ближним, естественно вытекает из того же соотношения между силой и волей, из какого и счастье и проявляется прежде всего как сострадание. Но проявляясь, как сострадание, любовь к людям, однако, не расходится с ощущением счастья В противоположность обычному и поверхностному взгляду, Руссо утверждает, что принятые признаки счастья: "шумные забавы, буйная радость (зачастую) скрывают досаду и скуку", напротив, именно "умиление и слезы сопровождают самые сладкие радости". Сострадание нераздельно с счастьем. Если зрелище страданий и возбуждает в человеке сначала грусть, "зато, как только он углубится в самого себя, он ощутит удовольствие. Видя, от скольких зол он избавлен, он чувствует себя счастливее, нежели думал. Он разделяет огорчения своих ближних, но участие это добровольно и приятно. Он ощущает в себе тот избыток сил, благодаря которому мы переносимся от самих себя к внешнему миру и на него обращаем деятельность, которая не нужна для нашего существования" 2). Таким образом и у Руссо, как у Локка, счастье и добродетель, по существу, близки друг другу. Только у Локка человек, воспитываясь к добродетели, получает и наивысшее счастье. Тогда как, по мысли Руссо, воспитываясь в условиях счастья, в условиях развития сил и обуздывания желаний, человек достигает естественного перехода себялюбия в любовь и сострадание к другим.

4. Руководящие идеи педагогической системы Руссо. Воспитание должно быть индивидуальным, т.е. соответствовать природе

1) "Эмиль", стр. 34: "Гоббс назвал злого человека", - говорит Руссо, "сильным ребенком. Это совершенно ложно. Злость всегда порождается слабостью: ребенок только потому и зол, что слаб; сделайте его сильным, он будет добр; личность, которая могла бы всегда и все сделать, никогда не делала бы зла. Недаром все народы, признававшие существование двух начал, всегда считали злое начало слабее доброго".

2) "Эмиль", стр. 242.

294

воспитываемой личности. Эта идея индивидуализма, уже ясно выраженная Локком, составляет основной, исходный пункт и в педагогической системе Руссо. Ею определяется вся постановка воспитания Эмиля. Она лежит в основе воспитания детей героини "Новой Элоизы", - Юлии. По мысли Руссо, совершенное воспитание должно быть воспитанием естественным: оно должно всецело отвечать природе воспитываемого; в нем не должно быть ничего наносного, привходящего извне, чуждого природе. Такое воспитание, по существу, должно совпадать с саморазвитием природы, с саморазвитием ребенка, не ускоряя, ни подавляя его. Руссо настойчиво, неоднократно указывает, что с ребенком надо обращаться бережно, соответственно его возрасту и имея в виду его личные особенности. "Уважайте детство", - говорит Руссо в "Эмиле", - "обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту!" Не спешите применять шаблон в воспитании, ибо "каждый ум имеет свой собственный склад, сообразно которому и следует управлять им. Осторожный наставник должен долго наблюдать природу ребенка: хорошенько следит за ним, прежде чем скажет ему первое слово" 1). "Детство", - говорится в "Новой Элоизе", - "имеет ему одному свойственные: образ мыслей, чувства, взгляд на вещи. Нет ничего неразумнее стремления заменить их нашими". При этом каждое дитя, рождаясь, приносит с собою особенный темперамент, который определяет его способности и характер и который нужно не изменять или стеснять, а, напротив, развивать или совершенствовать". Руссо возмущается обычным. воспитанием, которое действует "всегда по одной и той же формуле, не обращая внимания на громадную разницу между умами", возмущается, что "мы стесняем со всех сторон природу, изглаживаем великие душевные качества, чтобы заменить их ничтожными и призрачными" 2). В результате, "после множества забот, истраченных на порчу истинных даров природы в детях, пустой и мишурный блеск, который был предпочтен этим дарам, быстро исчезает, а задавленная природа уже не возвращается больше: мы теряем вместе и то, что разрушили, и то, что сделали". ("Новая Элоиза" 3).

С этой основной идеей тесно связаны другие, более частные педагогические принципы. Индивидуальное, естественное воспитание должно давать широкое место самодеятельности питомца, - даже больше, - оно должно быть все построено на ней. "Все средства из себя", - вот девиз, который Руссо старается по-

1)Жан-Жак Руссо, "Эмиль, или о воспитании", изд. Н. Л. Тиблена СПб., 1866 г., стр. 60, 77 и др. 2) "Новая Элоиза", в том же издании. 3) "Новая Элоиза", стр. 484 и др.

295

следовательно провести как в воспитании, так и в обучении Эмиля. Эмиля не подталкивают ни в чем; ему не внедряют, собственно, ни нравственных, ни теоретических познаний. Он все добывает собственными силами и опытом. Деятельность воспитателя при воспитании Эмиля больше отрицательная, чем наставительно-положительная: "она состоит не в том, чтобы учить истине и добру, но в том, чтобы предохранят сердце от порока, а ум от заблуждений. Но и в этом последнем отношении (в предохранении) воспитание должно держаться "хорошо направленной свободы", а не насилия и принуждения, которые только извращают природу, или принижая и забивая ребенка, или озлобляя его против воспитателя. Руссо допускает одну принудительную дисциплину, - дисциплину естественной необходимости, вытекающую из самого положения вещей. Только эта дисциплина научает ребенка благоразумию, не возбуждая злости и досады 1). "Положим, что ваш ребенок портит все, до чего ни прикоснется: не сердитесь; удаляйте от его рук все, что он может испортить, Он ломает свою мебель, не спешите заменить ее новою: дайте ему почувствовать неприятность лишений. Он бьет окна своей комнаты: пусть ветер дует на него день и ночь; не бойтесь простуды, потому что пусть ребенок будет лучше с насморком, нежели безумным (безрассудным). Никогда не жалуйтесь на неудобства, которые он вам причиняет, но сделайте так, чтобы он первый почувствовал их" 2). Чуждое всякого искусственного побуждения со стороны воспитателя индивидуально-естественное воспитание должно быть медленным и строго постепенным Руссо против искусственной выгонки "скороспелых плодов", против воспитания, которое создает "юных докторов и старых детей". Руссо часто говорит, что он хотел бы задержать развитие ребенка, что самое полезное правило воспитания "заключается не в том, чтобы выигрывать время, а в том, чтобы его терять" 2). Итак, идеальное воспитание должно строго соответствовать природе воспитываемой личности, должности строиться на саморазвитии и самодеятельности этой личности, при условиях свободы и постепенности.

1) "Эмиль", стр. 57: "Достаточно одной узды необходимости, чтобы сковывать, Понуждать, удерживать его, не возбуждая в нем ропота; посредством одной силы вещей можно сделать его гибким и послушным, не давая повода к развитию в нем какого-либо порока". См. также стр. 50-51: "Держите ребенка в зависимости от одних только внешних явлений, и вы будете идти естественным путем в деле воспитания. Противопоставляйте неразумным его желаниям только физические препятствия, или наказания, вытекающие из самых поступков". 2) "Эмиль", стр. 68.

3) ibid., стр. 59.

296

  1   2   3   4   5

Похожие:

Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconЖан Жак Руссо великий просветитель
В отличие от идеологов буржуазии 17 и 18 веков, которые видели в капитализме одни лишь положительные стороны, Руссо доказывал, что...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconВсероссийская олимпиада школьников по праву муниципальный этап
Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества (Жан Жак Руссо)
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconЖан Жак Руссо
Г. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голландских картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconЖан жак руссо об общественном договоре, или принципы политического права
Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconТема: Век Просвещения. Стремление к царству Разума
Способствование формированию у каждого учащегося гумманичтических ценностей эпохи Просвещения
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconДокументы
1. /Учение о распаде государств Джона Локка и Жан Жака Руссо.doc
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconАрхисрочно! Обещанные разъяснения Cаммиту g-20 2 апреля 2009 г в Лондоне
«человеческое» существо в вашем мире аномалий, нарушающим всю прелесть живой гармонии, ибо момент истины есть опасная аномалия фундаментальный...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconПятая “Поход на концерт”
Настало утро, и Наталия стала просыпаться. Проснулась, а Рикки уже давно уехал на встречу с футбольным клубом. Наташа стала делать...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconВопросы к экзамену по политологии Объект и предмет политологии
Политическая мысль Древнего мира Средних веков, эпохи Возрождения и Реформации, Просвещения
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconПравила внутреннего трудового распорядка моу «Каслинская сош №27» Общие положения
Трудового кодекса Российской Федерации и на основе типовых правил внутреннеготрудового распорядка для работников общеобразовательных...
Тридцать пятая. Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо. Общие начала его педагогической системы iconАналитическая справка педагогической деятельности учителя физики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Ивановна работает учителем в средней школе №2 с. Арзгир. Она имеет высшее образование, стаж педагогической работы 31 год. Во время...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы