Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. icon

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков.




Скачать 250.48 Kb.
НазваниеЛекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков.
Дата конвертации27.04.2013
Размер250.48 Kb.
ТипЛекция
источник
1. /Иовчук/EDU-LE01.DOC
2. /Иовчук/EDU-LE02.DOC
3. /Иовчук/EDU-LE03.DOC
4. /Иовчук/EDU-LE04.DOC
5. /Иовчук/EDU-LE05.DOC
6. /Иовчук/EDU-LE06.DOC
7. /Иовчук/EDU-LE07.DOC
8. /Иовчук/EDU-LE08.DOC
9. /Иовчук/EDU-LE09.DOC
10. /Иовчук/EDU-LE10.DOC
11. /Иовчук/EDU-LE11.DOC
12. /Иовчук/EDU-LE12.DOC
13. /Иовчук/EDU-LE13.DOC
14. /Иовчук/EDU-LE14.DOC
15. /Иовчук/EDU-LE15.DOC
16. /Иовчук/EDU-LE16.DOC
17. /Иовчук/EDU-LE17.DOC
18. /Иовчук/EDU-LE18.DOC
19. /Иовчук/EDU-LE19.DOC
20. /Иовчук/EDU-LE20.DOC
21. /Иовчук/LIT-REVU.DOC
22. /Иовчук/LIVRE1.DOC
23. /Иовчук/LIVRE1A.DOC
24. /Иовчук/LIVRE2.DOC
25. /Иовчук/LIVRE3A.DOC
26. /Иовчук/LIVRE4.DOC
27. /Иовчук/QUEST.DOC
28. /Иовчук/SELO2.DOC
29. /Иовчук/~$U-LE06.DOC
Детская социальная психиатрия
Лекция будет разослана не 17, а 19 ноября с г
Практическая работа детского психиатра
Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков.
Лекция V. Пубертатный (подростковый) криз. Специфические подростковые психические расстройства: дисморфомания, нервная анорексия
Лекция VI. Специфические подростковые расстройства (продолжение): ипохондрические расстройства, деперсонализация, "метафизическая интоксикация", поведенческие расстройства, гебоидные расстройства. Клинические иллюстрации
Лекция VII
Лекция VIII. Депрессии у детей и подростков (продолжение). Депрессии с поведенческими расстройствами. Ступидные депрессии. Критерии отграничения этих депрессий от клинически сходных состояний.
Лекция IX. Маниакальные расстройства в детско-подростковом возрасте. Особенности проявлений маниакальных расстройств у детей и подростков.
Лекция X. Аффективные психозы детско-подросткового возраста: маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, циклотимоподобная шизофрения. Течение и исход. Одноприступные формы детско-подростковой шизофрении. Шизоаффективный психоз. Клинические иллюстрации
Лекция XI. Шизофрения у детей и подростков. Общая характеристика. Шизофренический дефект, исходы различных форм течения шизофрении в детском и подростковом возрасте.
Лекция XII. Дефицитарность общения в детско-подростковом возрасте. Ранний детский аутизм (клинические проявления). Дефицитарность общения при других видах психической патологии.
Лекция XIII. Дефицитарность общения в детско-подростковом возрасте (продолжение). Задачи медико-педагогической коррекции при дефицитарности общения у детей и подростков.
Лекция XIV
Лекция XV. Задержка психического развития. Особенности мышления, речевого развития, игровой и учебной деятельности. Типы задержек психического развития.
Лекция XVI. Эпилепсия у детей и подростков. Распространенность эпилепсии в детско-подростковом возрасте. Виды эпилептических припадков.
Лекция XVII. Патология характера. Характер. Акцентуации характера. Психопатии. Типы психопатий. Проявления психопатии в детском возрасте.
Лекция XVIII. Неврозы у детей и подростков. Проблемы определения и диагностики. Невротические реакции. Невротические расстройства.
Лекция XIX. Алкоголизм, наркомания, токсикомания у детей и подростков. Распространенность. Клинические проявления. Особенности течения в детско-подростковом возрасте. Прогноз. Клинические иллюстрации. Ранний алкоголизм
Лекция XX. Детская психиатрическая помощь в России. Реорганизация детской психиатрической помощи. Закон о психиатрической помощи применительно к детям.
Проблема аффективных расстройств детского возраста (обзор литературы)
Книга предназначена школьных учителей, воспитателей, педагогов, дефектологов и психологов детских дошкольных учреждений, а также для родителей детей разного возраста
Iii основные типы депрессии у детей и подростков
Психические заболевания с депрессивной симптоматикой у детей и подростков
Yi школьная дизадаптация при депрессивных состояниях у детей и подростков
Лечение эндогенных депрессий в детском возрасте
Сборник экзаменационных задач
6. методика медико-психологического популяционного обследования детей и подростков в сельской местности


Лекция IV.

Специфика детского возраста.

Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. Специфические психические расстройства детского возраста: страх, транзитивизм, патологическое фантазирование, бред “чужих родителей”. Неврозоподобные расстройства в детском возрасте. Регрессивные и псевдорегрессивные расстройства.

Клинические иллюстрации.


Детский возраст - от рождения до юношества - включает столько различных, отличающихся друг от друга психологических миров, что по этому разнообразию с богатством оттенков эмоциональной жизни и познания делает детство не похожим ни на один возрастной период зрелого человека.

Среди возрастных психологов и детских психиатров до сих пор нет единства во взглядах на возрастную периодизацию детства. Суммируя данные литературы, предлагаем следующие возрастные градации:

младенческий возраст - от 0 до 1 года;

младший дошкольный (или ранний) возраст - от 1 до 3 лет;

старший дошкольный (или предшкольный) возраст - от 3 до 7 лет;

младший школьный возраст - от 7 до 10 лет;

препубертатный возраст - от 10 до 12 лет;

пубертатный возраст - от 12-13 до 17-18 лет.

Это очень приблизительная возрастная периодизация. Особенности, свойственные каждому из указанных возрастных периордов во многом обусловлены уровнем моторного, интеллектуального и речевого развития, что в свою очередь зависит от множества факторов (наследственно-генетического, соматического, семейного, педагогического и т. д.).

Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризы (или кризисы). Общими особенностями возрастных кризовых периодов детства являются: изменение системы связей ребенка с окружающими, трудновоспитуемость, негативизм, упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость. Во всех случаях кризовые периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. И здесь, как и в отношении периодизации, нет единодушия во взглядах на количество кризисов. Выделяют от 2 до 5 кризовых периодов от рождения до юношеского возраста: кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, пубертатный (подростковый) и юношеский кризисы. По нашему мнению, правомерно говорить лишь о двух очерченных возрастных кризисах детства: первом - “парапубертатном”(между 2 и 3,5 годами жизни) и втором - пубертатном (с 12-13 до 17 - 18 лет).

Первый возрастной криз характеризуется началом формирования самосознания, вычленением себя из окружающего мира, появлением представлений о себе как об индивидуальности и более или менее осознанным стремлением ребенка к эмансипации. В этот период ребенок прочно переходит к обозначению себя в первом лице - “Я”; выделяет и отстаивает свои собственные желания и замыслы, не всегда совпадающие с планами взрослых; все чаще стремится действовать самостоятельно и обостренно реагирует на замечания и запреты. Бурное развитие ребенка в этот период влечет за собой появление противоречий между сложившимися взаимоотношениями с окружающими и возрастающим уровнем возможностей, запросов и притязаний. Нередко в связи с появлением негативизма, отрицания всего, что исходит от самого близкого взрослого, упрямства, своеволия наблюдается обострение сложившихся взаимоотношений взрослых с ребенком. Большую роль в нарушении этих взаимоотношений играют неправильное воспитание со стремлением взрослых поодавить инициативу ребенка, непонимание сущности этого возрастного периода, эмоциональная депривация, чрезмерными требованиями к ребенку. Первый возрастной криз считается “опасным” возрастом в отношении начала невротического развития личности и возникновения первых признаков психических заболеваний (в том числе ранних форм шизофрении).


В каждой из указанных выше фаз развития ребенка психические расстройства проявляются преимущественно в рамках характерных возрастных проявлений. Так, для младенческого возраста наиболее характерными являются соматовегетативные, двигательные, эмоциональные и поведенческие нарушения. К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения, снижение веса, анорексия, нарушения отдельных органов и систем (расстройства дыхания, кожи, преходящие неврологические знаки, кишечные колики, энурез, энкопрез и др.). Двигательные расстройства чаще всего проявляются в виде тиков, двигательной расторможенности, двигательной “бури”, обездвиженности, стереотипных движений. Эмоциональные нарушения в раннем детстве проявляются в виде разнообразных страхов: диффузных или простых конкретных, ночных кошмаров с реакциями паники и особыми младенческими криками, "реакцией горя", соматизированной депрессии. Нарушения поведения выступают в форме утраты ранее приобретенных навыков микросоциального поведения, моторных навыков и речи (регрессивные и псевдорегрессивные расстройства), а также в виде выступающих в различной форме состояний протеста, мутизма, негативизма, прекращения игры.

В младшем дошкольном возрасте детям прежде всего свойственны боязливость, приступообразный плач, ночные ужасы, симптомы "замещения", аутоагрессия, несложные соматические жалобы, тики, энурез, энкопрез, возвращение к более простым формам игры. В старшем дошкольном возрасте отмечаются конкретизация страха, появление тревоги, усложнение соматических жалоб и патологического фантазирования, снижение побуждений, идеаторные навязчивости, появление защитных действий, агрессивность. У детей младшего школьного возраста уже появляются элементарные депрессивные бредовые идеи самоуничижения, заброшенности, сензитивные идеи отношения. Для младших школьников характерны также массивные идеаторные расстройства, сопровождающиеся падением успеваемости и "школьной фобией", отчетливое снижение побуждений, приступы раздражительности и злости, истероформные реакции, пышные соматические расстройства. В препубертатногом возрасте проявления психических болезней во многом приближаются к наблюдающимся в пубертате, отличаются более или менее адекватным самоотчетом, появлением отчетливых идей отношения, выраженностью соматовегетативных расстройств, а также начальными проявлениями специфической пубертатной симптоматики, описанной выше. Следует однако заметить, что возрастные оттенки психических расстройств могут соответственно смещаться в зависимости от уровня психического развития (интеллекта, опережения или задержки развития, уровня вербального контакта, запаса знаний и т. д.).

В настоящей лекции мы рассмотрим специфичные для детского возраста и наиболее распространенные в детском возрасте расстройства: некоторые виды невротических и неврозоподобных расстройств, боязливость, страх, транзитивизм, патологическое фантазирование, бред “чужих родителей”, сверхценные увлечения и патологические влечения.

БОЯЗЛИВОСТЬ - это склонность к быстрому возникновению аффекта страха. Боязливость в детском возрасте проявляется двумя основными вариантами: 1) как свойство патологической личности (аутистической, невропатической, психастенической, постпроцессуальной дисгармонической), в основном характерное для маленьких детей, чаще всего в младшем дошкольном возрасте. В этих случаях страх как способ реагирования возникает при изменении ситуации, появлении незнакомых лиц или предметов, в отсутствии матери или повторении субъективно значимых неприятных или угрожающих ситуаций и является психологически понятным, хотя и проявляется в чрезмерной, утрированной форме; 2) как один из симптомов психотического состояния в детском и подростковом возрасте, отмечающихся в преддверии психоза или на всем его протяжении. В этих случаях страх отличается тотальностью и нелепостью.

СТРАХ представляет собой насыщенный аффект с чувством внутренней напряженности, ожиданием угрожающих событий, представляющих опасность для жизни, физического и психического здоровья или несущих боль. Страх, являющийся "универсальной реакцией" детства и нередко проявляющийся в физиологической для детей пугливости, не всегда может быть квалифицирован как болезненное явление. В то же время пугливость, боязливость в препубертатном и пубертатном возрасте является уже очевидным психопатологическим расстройством. Страх в детском возрасте имеет множество неоднозначных вариантов:

1) усиление обычных ("физиологических") детских страхов - темноты, одиночества, животных, "белых халатов", медицинских манипуляций и т.д.;

2) Страх, связанный с переживанием угрозы физического исчезновения, часто сопровождающийся приступообразно возникающими долями, мучительными ощущениями в теле и вегетативными расстройствами и психомоторным беспокойством;

3) Страх с характером громадности ("гибель мира, всех людей", "конец света", "атомная война", "нейтронная война" и т. п.);

4) Страх перед будущим - будущей жизнью и будущей смертью, нередко возникающий в виде очерченных боязливых эпизодов со слезами и множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни;

5) Страх с характерным для детского возраста транзитивизмом, при котором на первый план выступают опасения за жизнь и здоровье родителей;

6) Страх с нелепой, вычурной фабулой, часто сопровождающийся появлением защитных действий;

7) аморфный, генерализованный страх, приближающийся по своим проявлениям к бредовому.

Страх имеет тенденцию к усилению в вечернее и ночное время, нередко сопровождается иллюзорными обманами восприятия, чувством присутствия постороннего, элементарными слуховыми, тактильными и зрительными галлюцинациями. Страх тесно связан с трудностями засыпания, прерывистостью сна, бессонницей, ночными кошмарами. Страх в детском и подростковом возникает в структуре различных вариантов течения шизофрении, при эпилепсии, неврозах, боязливых и тревожно-боязливых депрессиях.

НОЧНЫЕ СТРАХИ, или НОЧНЫЕ УЖАСЫ (PAVOR NOCTURNUS) представляют собой приступы интенсивного страха, отмечающиеся в период сна, обычно через 1,5-2 часа после того, как ребенок заснет. Эпизоды ночных ужасов выявляются у 4% детей дошкольного возраста; наиболее характерно начало приступов в возрасте 3-7 лет. Во время приступа страха ребенок, не просыпаясь, с громким плачем садится на постели, зовет мать. Мимика выражает интенсивный страх, ребенок закрывается руками или совершает другие защитные действия, иногда с ужасом смотрит в углы комнаты. Часто в начале приступа ребенок не узнает родителей и старается вырваться из их рук, когда те пытаются его успокоить. В обрывочных высказываниях ребенка отражается содержание испытываемого им страха. Постепенно в течение 10-20 мин. ребенок успокаивается и засыпает. Утром ребенок, как правило, не помнит о ночном эпизоде страха. Приступ чаще всего сопровождает разнообразная вегетативная симптоматика - дрожанием, бледностью, повышенным потоотделением, снижением температуры, учащенным пульсом. У большинства детей отмечаются единичные приступы, возникающие, в основном, под влиянием дополнительных провоцирующих факторов (переутомление, психическое напряжение, соматическая ослабленность). У некоторых больных приступы ночных страхов могут повторяться практически еженощно в течение длительного времени.

Ночные ужасы проявляются в рамках невротических реакций, детских депрессий, эндогенных заболеваний. Отмечается связь эпизодов ночных страхов с нарушениями внешнего дыхания в период сна; у многих детей приступы ночного страха прекращаются после удаления аденоидов. Отдаленный прогноз ночных страхов благоприятен, с возрастом они становятся более редкими и менее интенсивными, а к подростковому периоду прекращаются. У некоторых детей впоследствии наблюдаются снохождения.

Нередко приступы ночных ужасов приходится дифференцировать с эпилептическими приступами. Эпилептические приступы значительно короче по продолжительности, отмечаются в период неглубокого сна (1-2 стадия), симптоматика эпилептических приступов стереотипно повторяется от приступа к приступу, на эпилептический страх не оказывают влияния психогенные факторы, в клинической картине эпилептических приступов страха могут выявляются эпизоды оральных автоматизмов, судорожные проявления или слюнотечение, после окончания эпилептического приступа дети часто жалуются на плохое самочувствие и/или головную боль. При эпилепсии сходные по клиническим проявлениям приступы могут наблюдаться и в период бодрствования. На ЭЭГ в период парциального эпилептического приступа обычно регистрируется эпилептическая активность, локальная эпилептическая активность выявляется и в межприступных периодах, особенно в начале сна.

Среди невротических и неврозоподобных расстройств, наиболее распространенных в детском возрасте, прежде всего следует назвать энурез, энкопрез, тики и заикание.

Тики - это неожиданно возникающие, повторяющиеся, непроизвольные мышечные сокращения в определенных группах мышц, склонные к длительному сохранению. Чаще всего тики в детском возрасте проявляются в учащенном мигании, нахмуривании лба, подергивании головой и плечами, шмыгании носом, а при присоединении вокализации - в фыркании, кряхтении. Тики исчезают во время сна, учащаются и усиливаются при утомлении, эмоциональных переживаниях, соматических болезнях. Ребенок может остановить тики, например, в присутствии посторонних, но испытывает при этом чувство напряжения и дискомфорта. После совершения сдерживаемого движения чувство напряжения исчезает.

Энурез представляет собой непроизвольное мочеиспускание в состоянии бодрствования или во сне (дневной и ночной энурез). Имеет тесную связь с психотравмирующей ситуацией (невротический энурез) или с резидуально-органической недостаточностью головного мозга (неврозоподобный энурез). Ночной энурез часто обусловлен нарушением глубины сна и изменением тонуса сфинктеров. Энурез, как правило, усиливается при физическом и физическом истощении и ослабевает и даже исчезает после отдыха и восстановления наиболее благоприятной для ребенка ситуации. Термин “энурез” правомерен только применительно к детям старше 2 лет, поскольку до этого возраста ребенок может быть еще физиологически неопрятен.

Энкопрез также, как энурез и тики, может иметь невротический или неврозоподобный характер. Энкопрезом называется непроизвольное отхождение кала при отсутствии заболеваний спинного мозга и прямой кишки. Квалификация состояния как “энкопрез” возможна только у детей старше 4-летнего возраста.

Энурез и энкопрез в некоторых случаях являются проявлениями временного, обратимого регресса поведения (псевдорегрессивные расстройства) и сохраняются только на протяжении болезненного состояния в сочетании с другими расстройствами, а затем бесследно исчезают. В отличие от устойчивых регрессивных расстройств, псевдорегрессивные расстройства в детском возрасте отличаются обратимостью и меньшей глубиной. Они проявляются, например, в рамках депрессии младенческого возраста временной приостановкой в психомоторном развитии, когда на недели и месяцы прекращается пополнение словарного запаса, приобретение новых функций моторики, навыков самообслуживания, более сложных форм игры. Иногда отмечается утрата навыков ходьбы, исчезновение уже появившихся слов и фразовой речи. Псевдорегрессивные расстройства отмечаются вплоть до подросткового возраста чаще всего в форме, энуреза, энкопреза, возвращения к более простым формам игры и пуэрилизма, т.е. “детскости”, поведения, свойственного младшему возрасту. В этом случае дети не отпускают от себя мать; не обращая внимания на посторонних и не испытывая чувства стыда, просят взять их "на ручки", покачать, "посадить на горшочек"; в речи появляются младенческие интонации, косноязычие, подражание произношению младших братьев и сестер, неряшливость в еде и одежде. Пуэрильный оттенок поведения, как правило, сопровождается регрессивным одушевлением предметов: дети плача просят не рубить деревья, не рвать цветы, так как "им больно", рыдают из-за потерянных в лесу перчаток - "им холодно, они замерзнут".

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ. Фантазирование является естественной возрастной особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста, обусловленной яркостью воображения, способностью представлять вымышленные или реальные события, легкостью игрового перевоплощения. В то же время ввиду различных индивидуальных особенностей склонность к фантазированию у разных детей различна. Патологическое фантазирование как психическое расстройства, в основном характерное для детей и в меньшей степени для подростков, представляет собой фантазирование чрезмерное, не отличимое для ребенка от реальности, полностью захватывающее игровую и вытесняющее учебную деятельность ребенка, определяющее его поведение в различных ситуациях. У детей дошкольного возраста патологическое фантазирование, как правило, протекает с образным перевоплощением в сказочных героев, животных, неодушевленные предметы или детей противоположного пола. В 4-5-летнем возрасте тематика патологических фантазий преимущественно определяется фабулой нескольких синтезированных сказок, в которых больной играет роль героя, освобождающего людей от дракона, побеждающего Бабу-Ягу, волка, Змея-Горыныча. Начиная с 5-6-летнего возраста происходит постепенное развитие фантазий вплоть до возникновения сложной, оторванной от жизни незыблемой системы, в которой ее создатель играет центральную роль, присваивая названия городам, островам, рекам и морям, начиная и прекращая войны, изобретая универсальных роботов, усовершенствую человеческий организм, открывая новые законы материи. Дети неpедко мысленно играют в войну, в особую страну, планету с придуманным ими политическим строем, промышленным производством, торговлей с другими странами и планетами, династиями правителей и т. п. При этом они жестикулиpуют или непрерывно рисуют схемы и планы, отpажающие военные события. Между тем многие дети с патологическими фантазиями выглядят медлительными, молчаливыми, пассивными, вялыми, хотя при этом охвачены яpкими, живыми представлениями, которые видят пеpед собой с закрытыми или открытыми глазами или внутри головы (перед мысленным взором). У больных с пеpеоценкой собственной личности и идеями величия преобладающим является повышенный - маниакальный - аффект. Впрочем, в некоторых случаях патологическое фантазирование в детском возрасте выступает на фоне депрессивных состояний. В отличие от фантазирования на фоне гипомании, оно очерчено более скупыми красками, фабула фантазий в основном соответствует аффективному фону и включает преимущественно сцены похорон, убийств, казней, войн, мировых катастроф. При преобладании садистического оттенка фантазий, как правило, доминирующими аффективными расстройствами являются злобность, враждебность, ненависть ко всему человечеству. В ряде случаев патологические фантазии садистического содержания с визуализацией сцен гибели, кладбищ, мучений или непристойных действий направлены на близких по типу контрастных представлений, имеют признак чуждости и элемент борьбы, нося по существу характер навязчивых представлений. У некоторых детей тематика патологических фантазий диссоциирует с ведущими депрессивными расстройствами, отличаясь экспансивным характером. Так, печальные, подавленные, молчаливые дети, часы и дни проводят в мечтах о счастье и радости, представляя себя "принцессой", "красавицей с золотыми волосами", могущественной феей, умеющей летать, окруженной подданными, и т.п.

Среди патологического фантазирования принято различать бредоподобный и гиперкомпенсаторый варианты. При бредоподобном варианте патологического фантазирования дети утpачивают кpитику к фантазиям, идентифициpуют себя с вымышленными обpазами, говоpят о своей силе, могуществе, отождествляют себя с обpазами "цаpевны", "пpинцессы", особого "хищника", pомантичной геpоини и дp. Неподвижность состояния, невозможность отвлечь, переключить внимание ребенка на другую деятельность или даже тему разговора, отсутствие кpитики больного к нереальности фантастических образов, эпизоды нелепого поведения, продиктованного вымышленной ситуацией, сближает этот синдpом с фантастическим бpедом, чаще всего с элементами бреда преследования, но пpедставленным в неpазвеpнутом, pедуциpованном виде.

При гиперкомпенсаторном варианте патологического фантазирования на первый план выступает сюжет "условной приятности или желательности" для больного. У детей дошкольного и младшего школьного возраста эти фантазии могут возникать непосредственно в ответ на то или ин е психотравмирующее воздействие: смерть родителей, разлуку с матерью, категорический отказ родителей выполнить чрезвычайно актуальную для ребенка просьбу. В этих случаях психотравмирующей ситуация отражается в образных фантазиях: например, ребенок, утративший родителей, представляет, что его родители живы, они находятся вместе с ним в красивом доме, балуют, ласкают, красиво одевают; ребенок с серьезным физическим дефектом (спастические параличи, слепота, глухота, тяжелые пороки сердца) представляет себя здоровым, сильным, мужественным, летчиком, космонавтом, путешественником, балериной и т. п. Постепенно фантазии приобретают гипертрофированный характер, становятся источником нарушений поведения и социальной дизадаптации.

Патологическое фантазирование в детском возрасте проявляется в рамках различных заболеваний: неврозов, рано начавшейся шизофрении, при декомпенсации психопатии шизоидного круга и раннем детском аутизме, при эпилепсии, маниакальных и, реже, депрессивных фазах в рамках циклотимии, при реактивных состояниях, в том числе связанных с депривацией.

Патологическое фантазирование в младшем дошкольном возрасте иллюстрирует следующий случай:


Кирилл, 3 года 8 мес.

Наследственность отягощена личностными особенностями: по линии отца - замкнутостью, ограниченностью контактов, эмоциональной блеклостью, формальностью, неприспособленностью, а по линии матери - экспансивностью, повышенной активностью, категоричностью суждений.

Единственный ребенок в семье, Родился от 1-й, нормально протекавшей беременности, срочных родов, без патологии. Родился с весом 3500, ростом 51 см. Закричал сразу. С рождения был повышен мышечный тонус, отмечалось дрожание рук и подбородка, находился на учете у невропатолога, лечился диакарбом, успокоительной микстурой, лечебным массажем. В течение первых 2 мес. жизни был очень спокоен, много спал, из-за повышенной сонливости плохо сосал. К концу второго месяца жизни неожиданно стал очень беспокоен, приходилось укачивать на руках, спал не более получаса подряд. Спал очень чутко, стал пугаться незнакомых звуков, пугался, плакал. Плач был очень громким, продолжался по существу все время бодрствования, несмотря на то, что был в сухих пеленках и накормлен. К 6 мес. сон нормализовался, одновременно с этим резко повысился аппетит: ел все подряд, ничему не отдавая предпочтения, криком требовал еду, так что кормить приходилось значительно чаще, чем раньше. Во время прогулки показывал ручкой на дом, показывал, что его надо нести домой кормить, во время подогревания пищи во избежании плача ему надо было что-то дать пожевать. Несмотря на повышенную подвижность и чрезмерный аппетит, в весе прибавлял немного - в соответствии с возрастными нормами. Головку держит - с 2 мес., сидит - с 10 мес., самостоятельно встал - в 9 мес., ходит - с 1 года 2 мес. Слова стал произносить до года, фразовая речь - с 1 года 3 мес. , при этом сразу стал говорить правильно, чисто, словарный запас пополнялся очень быстро. Всех окружающих, в том числе маму, бабушку, папу, называл “дядя”. После отравления (1 год 3 мес.), когда не ел 3 дня, аппетит нормализовался. Рано стал опрятным, отличался аккуратностью, не терпел неопрятности в одежде. Был очень неловок, неуклюж, бегал только вприпыжку, часто падал, отличался повышенной осторожностью. Боялся звука душа, темноты. С 1 года 9 мес. знал много стихов, любил рифмовать: ”Мы поедем к бабе Муре, на машине, на грязнуле” или про Пугачеву: ”Алла укатала, Алла упала”. Был очень общителен, доброжелателен, радовался гостям. В этом возрасте у него почти не закрывался рот, говорил непрерывно - близким, своим игрушкам, посторонним. С 2 лет задавал множество вопросов. С 2 лет стал необычно упрямым, стремился все сделать наоборот. Если его просили вымыть руки, говорил, что не будет их мыть над раковиной, а только над ванной. Если не настаивали, делал, как было принято. На все просьбы отвечал фразой, начинающейся с “не”: “Не пока”, “Не до свидания” и т. д. Слова “не хочу есть”, “не хочу гулять” означали “хочу есть”, “хочу гулять”. Своим игрушкам всегда говорил все правильно, а путался и противоречил только взрослым. Любил ходить в гости, там был более послушным и покладистым. Подойти к детям своего возраста не стремился, глядел гна них с опаской, сторонился, отказывался с ними играть. Иногда был ворчлив, делал замечания взрослым, указывал на их ошибки и промахи. Нередко выглядел очень серьезным, как маленький старичок. Когда мальчику было 3 года 3 мес., играл на даче со старшей девочкой, которая ему определила роль Мальвины из “Приключений Буратино”, наряжала его в девчоночью одежду. После возвращения с дачи стал говорить о себе в женском роде, настаивал на том, что он девочка, Мальвина. После длительных стараний родителей перераспределил все роли: папа - Карабас-Барабас, мама - Мальвина, он - Буратино. Требовал, чтобы его называли Буратино Карловичем, сердился, если этого не делали. Отзывался и на свое имя, но тут же поправлял окружающих. До 4 лет был то Мартой, то Зайчихой Александровной, то дядей Сашей, то поляком. Героев выбирал из телепередач, приходивших в дом гостей, из родственников. Если примерял одежду кого.то из гостей, в течение нескольких дней после этого требовал называть его только именем этого человека, на свое имя не отзывался, подражал в манере речи и поведении. Если приходили посторонние, то отзывался и на свое имя. Как-то в гостях представился Мальвиной, но когда вновь прибывший гость спросил его имя, немного поколебавшись, ответил: ”У меня обеденный перерыв” и отошел. Иногда по несколько дней не возвращался к своим играм. Если его строго звали умываться, обедать, ругали за проказы, говорил, что это сделал Кирилл, а сам он хороший, никогда так не поступает, это только Кирюша плохой. Входя в образ того или иного персонажа старался вести себя лучше, чем обычно. С 3 лет перестал засыпать днем, лежал и постоянно говорил, не требуя, чтобы его слушали. Говорил уже в полусне и засыпал на полуслове. Стал бояться оставаться в комнате один, не разрешал гасить свет, закрывать дверь. На улице, увидев собаку, стал прятаться за спину матери. К маме, бабушке часто подходил приласкаться, говорил, как сильно их любит, но это производило впечатление неискренности, наигранности. В настоящее время играет в Чебурашку: папа - крокодил Гена, мама - Галя, бабушка - старуха Шапокляк. Почти не путается, называя близких. Просит мать сшить уши, чтобы быть, “как Чебурашка”. Старается быть хорошим во всем, как Чебурашка.

На приеме: Миловиден, грацильного телосложения. Движения быстрые, несколько манерная жестикуляция. Речь в ускоренном темпе, грамматически правильная, с богатым словарным запасом. Быстро, без задержки отвечает на вопросы. Улыбается редко, но глаза живые, блестят. Не смущен незнакомой обстановкой и присутствием незнакомых взрослых. Легко осваивается, сразу же начинает говорить, рассказывать о себе, задавать вопросы. Позволяет себя обнять, взять за руку. Сразу же заявил, что он не Кирилл, а балерина. Был недоволен, что не смог убедить в этом собеседника, старался подтвердить свои слова танцем, неуклюже подпрыгивал, топтался на месте. На вопрос, почему у него шрам на подбородке, ответил, что Кирилл упал и плакал, “а я не плакала, потому что балерины хорошие и никогда не плачут “. Задает вопросы и сам же часто на них отвечает, в основном уклончиво или отрицая содержание вопроса: ”Живу ни с кем”, “Гуляю с кем хочу”, признается, что его любимые слова: “Не хочу”, “Не буду”. На вопрос, кто такой Кирилл, ответил: ”Это мой знакомый, но он уже умер, он еще маленький, а это (показывает на себя) балерина”. Увлекшись игрой в кубики, потерял всякий интерес к беседе, перестал отвечать на вопросы. Получив чистый лист бумаги, стал его разрисовывать и не оставил этого занятия до тех пор, пока не зарисовал его полностью изображениями Буратино, черточками и квадратиками. При внешней расположенности и готовностью к общению остается формальным, легко меняет собеседника, разговорчив со всеми. Освоившись, начинает изучать обстановку , сам с собой тихонько разговаривает. Часто прерывает беседу взрослых вопросами, настаивает на ответе. Делает незнакомым замечания, поучает, при этом серьезен.


В этом случае синдром патологического фантазирования выступает в виде игрового перевоплощения на фоне приподнятого настроения и неравномерного развития (интеллектуальное опережение при некотором отставании в формировании моторных функций). Следует отметить изменчивость, непостоянство, неустойчивость патологического фантазирования, отсутствие полной замены собственного “Я”, нестойкость фабулы фантазирования и ее зависимость от внешних обстоятельств. Наряду с патологическими фантазиями выступают страхи разнообразного содержания, лишенные характера нелепости и громадности, в общем-то психологически понятные и по тематике приближающиеся к обычным детским страхам. Среди личностных особенностей приходится отметить негрубые черты интровертированности, отсутствие интереса к сверстникам, эмоциональную неяркость, формальность, эгоцентризм при сохранении высокого уровня активности и адаптированности. Для установления нозологического диагноза в данном случае ребенок нуждается в динамическом наблюдении. Вероятно, речь идет о патологическом фантазировании у ребенка с экспансивно-шизоидным личностным складом.

Следует обратить также внимание на очерченный негативизм, отрицание, упрямство, противоречивость, появившиеся в 2-летнем возрасте, что, по-видимому, можно расценить как типичную симптоматику первого возрастного криза.

Конструктивный вариант патологического фантазирования тесно связан с еще одним весьма распространенным в детском возрасте расстройством - СВЕРХЦЕННЫМИ УВЛЕЧЕНИЯМИ. Они крайне разнообразны по тематике, в определенной мере отражающей возраст ребенка, его интеллектуальное развитие и уровень продуктивности. Для дошкольников и школьников с выраженной задержкой развития наиболее характерны однообразные сверхценные увлечения примитивного, часто игрового характера: выстраивание длинных игрушечных железнодорожных составов, погрузка машин, прослушивание одних и тех же пластинок, наблюдение движущихся поездов, изучение схемы метро, расписания движения электропоездов и т.д. Детей с высоким интеллектом привлекает чтение энциклопедий, составление схем, каpт, математические pасчеты, написание pассказов, изучение редких иностранных языков, сложных областей знания (астрономия, вулканология, геофизика, программирование). Они энергичны, последовательны, изобретательны и действительно приобретают не по возрасту обширные знания, с трудом переключаясь при этом на школьные занятия. Эти увлечения имеют оторванный от жизни, часто абстрактный характер, не могут быть применены на практике и даже самими больными не связываются с будущей специальностью. Приобретая характер одержимости, сверхценные увлечения и фантазии, приближаются по своей психопатологической сущности к паранойяльному бреду.

Следует отметить, что развернутые бредовые расстройства не свойственны детям до препубертатного возраста. Они, как правило, проявляются эпизодическими, неустойчивыми, крайне рудиментарными высказываниями и нелепым, не понятным окружающим поведением, сопровождающимися тревогой или страхом. В то же время существует специфическая форма бреда, в основном характерная для детского возраста - бред "чужих родителей". Он выявляется у детей начиная с 6-7-летнего возраста в основном на фоне тревожной депрессии с чувством заброшенности, уверенностью ребенка в том, что мама к нему "плохо относится", "не любит", холодна и даже "хочет избавиться". Понимание, что его "подменили в роддоме" или взяли в детстве на воспитание наступает неожиданно, как "озарение", и подкрепляется бредовой интерпретацией отдельных высказываний матери, а иногда - ложными воспоминаниями или бредовым восприятием в виде искажения материнского лица ("лицо чужое, злое, не такое"). Бред “чужих родителей” в основном является депрессивным, но в более старшем возрасте (в препубертате и пубертате) изредка отличается экспансивностью, проявляясь в рамках маниакального состояния с идеаторным возбуждением и переоценкой собственной личности и приобретая характер бреда высокого происхождения.

В качества иллюстрации депрессивного бреда “чужих родителей” приводим следующую историю болезни:


Алена, 7 лет 8 мес.

Наследственность отягощена алкоголизмом, очерченными депрессивными состояниями и суицидами по линии отца и манифестными формами шизофрении с преобладающими аффективными расстройствами по линии матери. Девочка от I беременности, протекавшей без токсикоза, нормальных, срочных родов. Родилась с весом 3200, ростом 50 см. Закричала сразу. Росла беспокойной, крикливой, капризной. Раннее развитие: головку держала с 2 мес., сидела - с 6 мес., самостоятельно ходила с 11 мес. Первые слова стала произносить с 8 мес., фразовая речь сформировалась к 1,5 годам. Росла требовательной, чрезмерно подвижной, всем интересовалась, еще не умея ходить, непрерывно двигалась в кроватке, часто падала. После года не сидела на месте, на улице убегала от матери, стремилась к детям. Детские ясли стала посещать с 1 года 10 мес. Быстро привыкла, играла с детьми, хорошо спала и ела, всегда была бойкой, веселой, болтливой. Всегда умела себя занять, хорошо рисовала, слушала сказки, подробно пересказывала услышанное. С удовольствие выступала на утренниках, стремилась быть в центре внимания, любила похвалу. Ей очень нравилось оставаться в группе за старшую, с чувством ответственности и гордости руководила детьми. Никогда не скучала, не сидела без дела. Самостоятельно читать научилась в 5 лет. К людям относилась доброжелательно, не стеснялась в присутствии посторонних, быстро знакомилась, легко чувствовала себя в новой обстановке. Дома с матерью и бабушкой была упряма, капризна, чрезмерно настойчива. В возрасте 6 лет в период лечения матери в больнице в течение 2 недель стала чрезмерно много есть, заметно прибавила в сесе, предпочитала мучные блюда. Оставаясь прежней в первой половине дня, вечером в это время становилась беспокойной, не могла найти себе место, с трудом засыпала, часто повторяла одни и те же вопросы: ”С мамой ничего не случиться? Она не умрет?” . После выписки матери в течение 2 недель продолжала много есть, стала менее подвижной, вечерами, когда мать задерживалась, становилась тревожной, спрашивала, почему ее так долго нет, не случилось ли чего-нибудь, не убили ли ее. Летом перед началом первого класса отдыхала с матерью в доме отдыха. В этот период стала очень возбужденной, капризной, непослушной, грубила матери, убегала от нее, дерзко разговаривала с окружающими. Такое состояние прекратилось через 2 недели. Дома сразу же после возвращения из дома отдыха упала со стола, сильно ушибла руку, испугалась, долго плакала, не спала всю ночь. С этого времени стала бездеятельной, не могла себя ничем занять, говорила, что ей “ничего не хочется делать”, неохотно гуляла, в обществе детей оживлялась ненадолго, просилась домой. После того, как услышала рассказ соседки об убийстве ребенка, снова не спала всю ночь, говорила, что ей страшно. Вечерами в отсутствии матери плакала, говорила, что ей кажется, что маму убили бандиты. Со слезами ежедневно пыталась удержать мать, говорила, что ей страшно, что все время думает о том, что с ней что-нибудь случится. Перестала ходить в детский сад, мотивируя это тем, что ей “надо отдохнуть” перед началом первого учебного года. Начала учиться, была в классе очень дисциплинированной, старательной, но сердитой, рассеянной, раздражительной, плаксивой дома. Била соседа под партой ногой, дралась, обижала, дразнила из-за того, что он плохо учится. Перестала ласкаться к матери, хотя по-прежнему беспокоилась, представляла случившиеся с нею ужасы. В начале сентября стала говорить о том, что мама “неродная”, что ее мама умерла и ее “подменили в роддоме”. Иногда, вглядываясь в лицо матери, заявляла, что мать - “другая”, “не такая”, изменилась или восклицала: “Какая же ты страшная!”. Стала с трудом вставать утром, сидела в однообразной позе, тихо плакала, в школу не ходила, не читала, не играла в свои игрушки, не выходила к детям. Говорила, что по стене ползают “мурашки”. Говорила, что ей хочется умереть, что ей “не по себе”, “тяжесть” на сердце, “давит”. Говорила, что не знает “куда себя девать”, “мне так плохо, что так на небо и улетела”, “хочется удариться головой о стену”. Боялась выходить на улицу вечерами, в страхе пряталась за мать, принимая огоньки папирос за глаза зверей. В таком состоянии была проконсультирована и стационирована в 6 детскую психиатрическую больницу.

При поступлении: Двигается медленно, шаркающая походка, голова опущена. Взгляд тревожный. На вопросы отвечает тихо, речь монотонная. Настроение снижено, постоянно присутствуют “плохие мысли” о том, что маму убьют бандиты, и о том, что мама неродная. Временами становится особенно страшно. Когда закрывает глаза, видит страшные видения индейцев из кинофильма “Робинзон Крузо”, разбойников, сцены гибели матери. Ночами видела кошмарные сны (откуда-то падала, убегала, видела волков). В темноте на улице в очертаниях кустов видела фигуры грабителей. Жалуется на головную боль, неприятные ощущения в голове (если на нее крикнуть, то “в голове дернется, как карась”, больно, “будто там нарывы”). Тяжело на сердце, тоскливо, тревожно, ничем не хочется заниматься, не знает, куда себя деть. Кажется, что “поглупела”, изменилась. Утром встает вялая, разбитая, “будто усталая”, а вечером не найти места, страшно, “чудятся всякие ужасы”. Говорит, что иногда “не чувствует себя, будто находится в оболочке”. Не хотела ложиться возле окна, говорила, что в окно могут влезть бандиты, заснула после инъекции седативных средств.


В данном случае бред “чужих родителей” выступает у ребенка в структуре сложного полиморфного психотического состояния: тревожно-боязливого депрессивного состояния с яркими, но фрагментарными, незавершенными, аффективно насыщенными расстройствами галлюцинаторно-бредового регистра. Болезнь манифестировала после двух легких достаточно кратковременных аффективных фаз: депрессивной (1 мес.), реактивно спровоцированной, и гипоманиакальной (2 нед. в возрасте 7 лет 5 мес.). Особенности первого развернутого психотического полиморфного психоза позволяют думать об эндогенном заболевании - циркулярной шизофрении, которая по-видимому будет протекать в виде серии полярных фаз (депрессивных и маниакальных), после завершения которых сформируется неглубокий личностный изъян без падения активности.

В заключение главы мы позволим остановиться еще на одном чрезвычайно распространенном расстройстве в детском возрасте - патологических влечениях. Возникновение патологических влечений зачастую относится к первым годам жизни ребенка, когда они проявляются в основном в разрушительных, агрессивных, садистически окрашенных тенденциях. Дети ломают игрушки, стремятся оторвать кукле голову, вспороть живот, стараются ущипнуть, укусить сверстника или кого-нибудь из близких; причинив боль, получают видимое удовольствие, но если им препятствуют, дрожат от нетерпения, сердятся, плачут. К 6-7 годам к садистическим присоединяются сексуальные влечения в виде онанизма, повышенного интереса к вопросам пола и деторождения, циничных замечаний, стремления увидеть обнаженное тело, обнять, поцеловать, прижаться к обнаженным частям тела матери и т.п. В том же возрасте особенно яркими становятся фантазии садистического содержания с детальным представлением сцен мировых катастроф, казней, пожаров. Характер неодолимого влечения носит стремление ко всему отталкивающему, грязному, неприятному (помойки, кладбища, покойники и т.п.). Любимыми литературными героями становятся отрицательные персонажи, а в коллективной игре охотнее всего исполняются заведомо отвратительные роли (убийцы, фашиста, палача). Больным нравится шокировать окружающих своими высказываниями о превосходстве злой силы и циничным отношением к доброму, красивому, мудрому. Больные с наслаждением угрожают убийствами, поджогами, кражами, в красках, с ужасными подробностями описывают, как будут выглядеть изуродованные ими люди, имитируют курение, показывают, как они залихватски "пьют водку", но при этом патологические влечения часто ограничиваются идеаторным уровнем, так никогда и не будучи реализованными.

Патологические влечения в детском возрасте наблюдаются в рамках формирующихся психопатий, гебоидных форм ранней детской шизофрении, при эпилепсии, органических поражениях ЦНС.


ЛИТЕРАТУРА:

1. В.В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. - Москва. ”Медицина”. - 1995.

2. Г.Е. Сухарева. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - т. I. - Москва.”Медгиз”. - 1955.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - Санкт-Петербург - Москва - Харьков - Минск. - Питер. - 1999.

4. Г.К. Ушаков. Детская психиатрия.- Москва. “Медицина”. - 1973.


ВОПРОСЫ:

1. Какие психические расстройства наиболее характерны для детей младенческого и раннего возраста?

2. Можно ли считать энурезом и энкопрезом недержание мочи и кала у ребенка 3-летнего возраста?

3. Чем отличаются обычные детские фантазии от патологического фантазирования?



Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция IV. Психические расстройства в детском возрасте Возрастные периоды детства. Первый и второй возрастные кризы. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков.
Наиболее распространенные и специфические психические расстройства детского возраста: страх, транзитивизм, патологическое фантазирование,...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция VII. Депрессии у детей и подростков Распространенность депрессивных расстройств в детско-подростковой популяции. Особенности проявления депрессии в различные возрастные периоды детства.
Особенности проявления депрессии в различные возрастные периоды детства. «Маскированный» характер детской и подростковой депрессии....

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция IX. Маниакальные расстройства в детско-подростковом возрасте Особенности проявлений маниакальных расстройств у детей и подростков.
Особенности проявлений маниакальных расстройств у детей и подростков. Типология маникального синдрома в детско-подростковом возрасте....

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция XVI. Эпилепсия у детей и подростков. Распространенность эпилепсии в детско-подростковом возрасте. Виды эпилептических припадков.
Распространенность эпилепсии в детско-подростковом возрасте. Виды эпилептических припадков. Изменения личности при эпилепсии. Механизмы...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция XI. Шизофрения у детей и подростков Общая характеристика. Шизофренический дефект, исходы различных форм течения шизофрении в детском и подростковом возрасте.
Общая характеристика. Шизофренический дефект, исходы различных форм течения шизофрении в детском и подростковом возрасте. Систематика...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconПлан-Конспект родительского собрания Тема: Возрастные особенности детей юношеского возраста (9-11 классы) Класс: 9 а Дата : октябрь 2003 года
Наши дети повзрослели, теперь они уже не в подростковом возрасте, а в начале юношеского. Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекции по общей психопатологии. Детский аутизм. Хрестоматия. Спб. 2001г
Воз. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. М. 2003г

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция XIII. Дефицитарность общения в детско-подростковом возрасте (продолжение). Задачи медико-педагогической коррекции при дефицитарности общения у детей и подростков.
Задачи медико-педагогической коррекции при дефицитарности общения у детей и подростков. Условия коррекционной работы в лечебно-педагогическом...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconКризис семи лет Возрастные кризисы
Возрастные кризисы переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconЛекция X. Аффективные психозы детско-подросткового возраста Маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, циклотимоподобная шизофрения. Течение и исход. Одноприступные формы детско-подростковой шизофрении. Шизоаффективный психоз. Клинические иллюстрации
В детском и подростковом возрасте, что совершенно не случайно, поскольку аффективные расстройства депрессии, субдепрессии, мании,...

Лекция IV. Специфика детского возраста. Возрастные периоды детства. Возрастные кризы в детско-подростковом возрасте. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. iconАнализ заболеваемости подростков мцо работу
Проанализировать заболеваемость у подростков. Выявить причины роста болезней в подростковом возрасте

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы