Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное icon

Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное



НазваниеУрок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное
Дата конвертации30.01.2014
Размер139.79 Kb.
ТипУрок
1. /Русский язык 6 кл/~$вторние.doc
2. /Русский язык 6 кл/~$ичастия.doc
3. /Русский язык 6 кл/~$слительное.doc
4. /Русский язык 6 кл/~$стоимения.doc
5. /Русский язык 6 кл/Деепричастие.doc
6. /Русский язык 6 кл/Местоимения.doc
7. /Русский язык 6 кл/Повторние.doc
8. /Русский язык 6 кл/Причастия.doc
9. /Русский язык 6 кл/Употреление прил. и гл. в речи.doc
10. /Русский язык 6 кл/Числительное.doc
Урок русского языка в 6 классе тема: понятие о деепричастии (деепричастие как часть речи)
Урок русского языка в 6 классе тема урока: Какие слова называются местоимениями
Урок *0 богатстве русского языка
Урок русского языка в 6 классе тема урока: причастие как часть речи
Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ УРОКА: Дать учащимся понятие о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением. Уметь: находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.

Ход урока:

Орг. момент.

I. Объяснение нового материала.

Учитель, сообщает учащимся о значении чисел в жизни челове­ка, о возникновении счета еще в глубокой древности, о том, что огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло мно­гообразие числительных. Говорит о том, что название «числитель­ное» произошло от слова «число». По частоте употребления в ре­чи числительное занимает 8-е место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, де­сять. От них образовано много слов других частей речи1.

— Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

Чтение фразеологизмов с объяснением их значения, 4—5 из них (по выбору учителя) записываются в тетрадях.

Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах (что-то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (мно­го), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев.

О том, что числительные часто употребляются в образной ре­чи, говорит множество пословиц, загадок.

Учитель читает пословицы, загадки, учащиеся называют соче­тания с числительными, выписывают только выделенные.

1) Один ум хорошо, а два ума лучше. 2) Семь раз отмерь — один от­режь. 3) Без четырех углов изба не рубится. 4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5) Двумя ложками кашу не едят. 6) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.) 7) Четыре братца под одной крышей. (Стол.) 8) Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) 9) Два брат­ца через дорогу живут. (Глаза.)

— На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число? (Сколько?)

— Образуйте и запишите от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Возможная запись: второй этаж, четверто­го листа, сотого дня.)

II. Запись в «Словарь корней».

один-: одинокий, одиночество, однозвучный, однообразный.

III. Наблюдения на с. 128 учебника. Учащиеся устанавливают, в каких столбиках числительные обозначают количество предметов, число, порядок их при счете.

Выяснение роли числительных в предложении. Запись под диктовку с объяснением синтаксической роли чис­лительных в предложении.

1) Три и два — пять. 2) В окне на девятом этаже погас свет. 3) Мы живем в одной квартире. (С. Михалков.) 4) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. (С. Михалков.)

IV. Закрепление материала. Наблюдение на с. 129 учебника. Чтение правила на с. 129. Упр. 315 (записывается частично).

Домашнее задание: § 15; упр. 314


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с обозначением числительного одним и несколькими словами. Научить: различать простые, сложные и составные числительные.

Ход урока:

Орг. момент

I. Проверка домашнего задания . Фронтальная проверка.

— Что называется числительным?

— Какие числительные называются порядковыми? количест­венными? Приведите примеры.

— Назовите числительные, которые наиболее часто употреб­ляются в речи.

— Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

ПЕРНАТЫЕ ЧАСЫ

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время. (По М. Деменюк.)


— Составьте схему первого предложения (без его предвари­тельной записи).

— Запишите второе и третье предложения, сделайте их син­таксический разбор. Определите разряд числительных.

— В роли каких еще членов предложения может выступать числительное? Приведите примеры.

III. Чтение материала § 33.

IV. Закрепление материала.

1. Вопросы классу:

Какие числительные называются простыми? составными? сложными?

2. Упр. 330.

Словами из упражнения заполняется таблица.

Имена числительные простые | составные сложные

3. Учащимся сообщаются некоторые сведения из истории чис­лительных, которые помогут избежать орфографических ошибок, разобрать числительные по составу.

— Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, то есть один плюс к десяти и пр. Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать, в которых -дцать входит вместе с бывшим предлогом на в суффикс.

Запись на доске и в тетрадях:

/\

один + на + дцать — одиннадцать

/\

два + на + дцать — двенадцать

/\

три + на + дцать — тринадцать

4. Выборочный диктант.

Учащиеся должны выписать числительные в сочетании с суще­ствительными, подчеркнуть составные числительные.

Особенно богат растительный и животный мир в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10—15 лет достигают тридцати — сорока метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к ста пятидесяти — двумстам годам. (Из учебника «Естествознание».)

V. Запись в «Словарь трудных слов». Миллион, миллиард.

VI. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, перескажите его.

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. МИЛЛИОН

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и owe, соответствующего русскому увеличительно­му суффиксу -ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском язы­ке слову тысячища. (В. А. Иванова, 3. А. По тих а, Д. Э. Розен-таль.)

Домашнее задание: § 33; упр. 333


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

ИХ ПРАВОПИСАНИЕ. ( Продолжение темы)

ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство учащихся с простыми, сложными и составными числительными и их правописанием. Знать: соответствующее орфографическое правило. Уметь: правильно применять его при написании числительных.

Ход урока:

Орг. момент.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, перескажите его.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находив­шихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономи­ческие познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных све­тил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. (В. А. Иванова, З.А. Потиха, Д. Э. Розенталь.)

(При повторном чтении по отдельным предложениям учащиеся выписывают числительные, определяют их разряд, какие они по со­ставу — простые или составные.)

III. Объяснение нового материала. Работа по таблице.

Пиши ь

на конце числительных в середине числительных

от 5 до 20 и 30 от 50 до 80, от 500 до 900

IV. Закрепление материала. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

1) В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. 2) Наибольшая глубина Балтийского моря 459 метров. Азовского — 14 метров. 3) Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина 6671 километр. 4) Наиболь­шая глубина Байкала 1637 метров.

V. Самостоятельная работа (упр. 354). Домашнее задание: § 33; упр. 340.


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ИХ РАЗРЯДЫ, СКЛОНЕНИЕ,

ПРАВОПИСАНИЕ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Знать: разряды количественных числительных (целые, дробные и со­бирательные). Уметь: определять разряд количественного числительного.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Запись в словарь «Говори правильно». Километр.

Запись в «Словарь трудных слов». Бассейн, девяносто.

III. Словарная диктовка.

Запись слов с указанием части речи.

Столетие, шестилетняя девочка, десяток яиц, одинокий, единица, со­единить, десять, тройка, три, восемнадцатилетний спортсмен.

IV. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 130 учеб­ника.

V. Закрепление материала.

1. Упр. 316.

2. Распределите данные числительные по группам. Сколько бу­дет групп?

Семь, трое, три пятых, двое, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая.

— Составьте с 4—5 числительными словосочетания и запиши­те их.

3. Запишите и определите разряд количественных числительных.

1) Семеро одного не ждут. 2) Семь раз отмерь — один отрежь. 3) Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

VI. Учитель сообщает учащимся, что число семь с древних пор считалось священным и было весьма распространено (см. материал урока о семидневной неделе).

Существует множество фразеологизмов, пословиц с этим числом.

Запишите 3—4 словосочетания.

(Семь чудес света, до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь верст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, семь бед — один ответ, семеро одного не ждут, спустить семь шкур с кого-то.)

Домашнее задание: § 32; упр. 319.


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ИХ РАЗРЯДЫ, СКЛОНЕНИЕ,

ПРАВОПИСАНИЕ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с особенностях склонения количественных числительных. Уметь: правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые и собирательные числа.

Ход урока.

Орг. момент.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарная диктовка (запись числительных словами).

18 парашютов, 15 различных растений, 50 брошюр, 480 экземпляров книг, 14 чертежей, 800 километров.

III. Объяснение нового материала.

1. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 132 и Упр. 322 (устно).

2. Задание по рядам: просклонять числительные одиннадцать, пятнадцать; выделить их окончания.

3. Чтение правила на с. 133. Упр. 325.

4. Работа по таблице на с. 132.

5. Работа с текстом.

— Прослушайте текст, перескажите его.

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, на­конец, числительное сорок.


I\/. Запись числительных словами.

19; к 34 прибавить 45; из 98 вычесть 67; к 100 прибавить 69; из 49 вычесть 15.

\/. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 147. Рабо­та с таблицей.

VI. Закрепление материала.

(Цель устной работы: отработка умения употреблять числитель­ные в нужной падежной форме.)

1. Упр. 325 (устно).

2. Упр. 326.

3. Объяснительный диктант.

  1. Из пятисот килограммов макулатуры можно получить триста семь­десят пять килограммов новой бумаги и изготовить двенадцать с полови­ной тысяч ученических тетрадей.

2) Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Тереш­кова. Ее корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после стар­та. Во время полета она совершила более 48 полных оборотов вокруг Зем­ли. (Из книги «Самое первое».)

4. Составление расписки (устно).

VII. Подведение итогов урока.

— Как склоняются числительные от 5 до 30?

— Какие формы имеют числительные 40, 90, 100?

Домашнее задание: § 32; упр. 329; выписать в ученичес­кий словарик слова


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с изменением порядковых числительных, согласованием их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи.

Уметь: разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи.

Ход урока.

Орг. момент.

I. Ответы на вопросы учебника стр. 138.

II. Контрольный диктант — упр. 343.

III. Синтаксический разбор предложения Дети радуются пер­вому белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.

— Разберите словосочетания первому снегу, белому снегу. (При разборе внимание учеников обращается на то, что в обо­их случаях зависимые слова — первому, белому — согласуются с существительным в роде, числе, падеже, а в предложении выступа­ют в роли определений. Делается вывод о том, что порядковое чис­лительное первому имеет те же признаки, что и прилагательное белому.)

IV. Объяснение нового материала — § 34

Выполнение упр. 344

V. Учащиеся образовывают от количественных числительных 79, 567, 725, 97, 585 порядковые, составляют с ними словосочета­ния и записывают их.

— Как изменяются порядковые числительные?

— От чего зависит род, число, падеж порядкового числитель­ного?

— Каким членом предложения может быть порядковое числи­тельное?

VI. Задание: просклонять письменно числительное сорок пятый.

Домашнее задание: упр. 345.


УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (продолжение темы)

ЦЕЛЬ УРОКА: Продолжить знакомство учащихся с изменением порядковых числительных, согласованием их с существительными, синтаксической роли в предложении, назначении в речи.

Уметь: разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи.

Ход урока.

Орг. момент.

I. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Перепишите, заменяя числа словами. К 867 прибавить 46; от 657 отнять 56; к 472 прибавить 257; от 468 отнять 46; 26 умножить на 76; 657 сложить с 256.


Карточка № 2

Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в родительном, предложном падежах. 15, 58, 581, 29, 765, 995.

Карточка № 3

Прочитайте предложения, правильно употребляя числительные. 1) Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой. 2) Первая телефонная станция открылась в 1882 году в Москве. 3) В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году. (Из книги «Самое первое».)

Карточка № 4

Спишите, заменив числа словами.

1) Первый чай в России появился в 1638 году, когда монгольский хан прислал русскому царю подарок — 60 килограммов чая в обмен на 100 соболиных шкур. 2) Первые коллекции марок в России появились в 1884 году. 3) С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпу­сков почтовых знаков, состоявших из 139 марок. (Из книги «Самое первое».)

II. 1. Объяснительный диктант.

Первой печатной книгой в России является «Апостол» — церковная книга, выпущенная в Москве в 1564 году Иваном Федоровым. Печатание ее началось в Москве 19 апреля 1563 года и было завершено 1 марта 1564 года. Эту дату и принято считать началом русского книгопечатания. (Из книги «Самое первое».)

2. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 140

3. Упр.345

4. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают в два столбика

числительные | сложные прилагательные

Двухэтажный, семицветный, триста сорок пятый, пятисотый, двухъ­ярусный, девяностолетний юбилей, трехмиллионный.

Домашнее задание: упр. 346


УРОК

Русского языка в 6 классе

Тема урока: Употребление числительных в речи.

Цель урока: Познакомить учащихся с употреблением и ролью числительных в речи.

Ход урока:

Орг. момент.

I. Знакомство с теоретической частью параграфа

II. Синтаксический разбор предложения Первые письменные упоминания о Москве мы находим в древнерусских летописях одиннадцатого века.

— Определите разряд числительных.

III. Упр. 348.

Морфологический разбор 1—2 числительных.

IV. Предупредительный диктант.

Часы на Спасской башне Кремля заводятся два раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и в 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъемом гирь от 100 до 200 килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр 72 сантиметра. Длина часовой стрелки 2 метра 97 сантиметров, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров. (Из «Календаря школьника».)

V. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка№ 1

1. Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях. 1) Пять и семь — двенадцать. 2) Первый снег выпал ночью. 3) Пять­десят четыре тома там стояли за стеклом. (С. Маршак.) 4) Семеро ре­бят отправились в поход.

2. Запишите 4—5 однокоренных слов с корнем -да-.

Карточка № 2

Прочитайте предложения, правильно употребив числительные. 1) 22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. 2) Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций. (Из книги «Самое первое».)

Карточка № 3

Образуйте сложные слова.

7 лет, 30 градусов, 4 этажа, 7 миль, 37 метров, 5 тысяч.

VI..Выполнение упр. 349.


Домашнее задание: упр. 350, 351.




Похожие:

Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи»
Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок по теме «Имя числительное» в 6 классе провела учитель русского языка и литературы Бухтоярова Г. И. Цели
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» в 6 классе провела учитель русского языка и литературы Бухтоярова Г. И
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок по теме из трех уроков. Цели
Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения Имя числительное, 3 класс. ( с применением икт)
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин создатель русского литературного языка
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconТест для 6 класса на тему "Имя числительное" Имя числительное обозначает
Д пришла весна, и в четырех берлогах проснулись четверо медведиц с четвертыми медвежатами
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 6-а классе. Тема: Словообразование имён существительных (закрепление)
Демурчева Елена Алексеевна моу «Погореловская средняя школа» урок русского языка в 6-а классе
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Слово и его лексическое значение»
Оборудование: компьютерная поддержка, толковые словари, учебник русского языка для 5 класса под редакцией академика рао, доктора...
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока: «Виды сложноподчиненных предложений»
Оборудование урока: мультимедийная установка, сd с записью электронного урока, обучающие программы «Фраза», «Виртуальная школа Кирилла...
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме «Имя прилагательное», подготовить к контрольному диктанту
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное»
Учитель русского языка и литературы гооу санаторной школы-интерната: НесудимоваО. А. второй квалификационной категории
Урок русского языка в 6 классе тема урока: что обозначает имя числительное iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное. Закрепление»
Оборудование: презентация словарной работы, интерактивная доска, таблицы «Три склонения имен существительных», «Падежи»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы