Доклад на защите диплома Краткое содержание icon

Доклад на защите диплома Краткое содержание




НазваниеДоклад на защите диплома Краткое содержание
страница1/3
Дата конвертации04.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДоклад
источник
  1   2   3

Министерство образования и науки Украины

Киевский национальный университет технологий и дизайна

Институт последипломного образования

Отделение интенсивных технологий обучения


Дипломная работа


тема: Значение точки съёмки в создании репортажного портрета


Киев 2008


Доклад на защите диплома

Краткое содержание:


Жанры репортажной и портретной съёмки сформировались постепенно. Каноны репортажного и портретного снимка формулировались десятилетиями под влиянием эстетических чувств искусствоведов, стереотипов и ассоциаций зрителей, а также духа времени. Статичные кадры эпохи зарождения фотографии позже сменились динамичными снимками эпизодов из жизни общественных деятелей и обывателей. Такая метаморфоза продиктована отчасти прогрессирующими техническими возможностями производителей фотоаппаратуры, а отчасти популярным нынче желанием оживить снимок передачей движения. В каждый период времени существовали свои критерии оценки фотографий. Поэтому в наши дни снимки столетней давности могут представлять лишь исторический интерес несмотря на то, что современники считали их шедеврами. И наоборот, старые фотографии, не представлявшие интереса для их современников, в наши дни находят многочисленных восхищённых зрителей. Кроме того, ранее самостоятельные и в значительной степени изолированные жанры оказывали взаимное влияние, что привело к возникновению новых жанров, которые сочетают в себе признаки нескольких своих предшественников.


Репортажный портрет – собирательный жанр. В его формировании приняли участие и репортажная техника съёмки, и искусство классического портретирования. Создание портрета в условиях репортажа требует от фотографа высокого мастерства. Для получения качественного снимка он должен в совершенстве владеть навыками репортажной съёмки и навыками съёмки портрета. Фотографу придётся комбинировать репортажную и портретную съёмку с учётом условий освещения и возможностей выбора точки съёмки.

На любой объект есть знакомые всем привычные точки зрения, но могут быть и те, которые позволяют увидеть его с незнакомых позиций.

Ракурсная съёмка позволяет показать характерные признаки объекта, которые могут быть хорошо заметны только при взгляде с верхней или нижней точки.

При определении точки съёмки выбираются три обусловливающие её координаты: направление съёмки, расстояние до объекта и высота точки съёмки.

Остановлюсь подробнее на каждой из них.

Боковые точки съёмки делают композицию менее упрощённой и примитивной, способствуют получению объёмного и пространственного изображения и созданию динамичных снимков. Диагональная композиция усиливает впечатление движения из глубины кадра на зрителя.


Расстояние до объекта. Человек всегда реагирует на камеру. Поэтому некоторая удалённость от снимаемого человека позволяет запечатлеть его мимику в естесственных условиях. Поскольку модель не видит фотографа, отсутствует моральное давление фотографа на модель, и поэтому она ведёт себя естесственно: мимика, жесты, осанка, походка такие же, как в любой другой обстановке. Это исключает проявление манерности, наигранности или скованости со стороны модели.

Ещё одно значение расстояния от объекта. Передача пропорций без искажений возможна при соотношении высоты снимаемого объекта к расстоянию от него до камеры как 1:3. Соблюдение этого условия подразумевает использование объективов с фокусным расстоянием 105-135 мм (при использовании камеры с размером кадра/матрицы 24х36 мм). Угол зрения объектива при данной пропорции составляет приблизительно 20 градусов по диагонали кадра. Предпочтительно использовать длиннофокусную оптику, поскольку конструктив таких объективов позволяет получить изображение модели без искажений и размыть окружающий фон, чтобы выделить главный персонаж.


Высота точки съёмки. При портретировании можно исказить пропорции, размещая камеру выше или ниже уровня глаз. Части тела, расположенные ближе к камере будут выглядеть крупнее, а более удалённые – мельче. Эту особенность необходимо учитывать для скрытия нежелательных характеристик и для создания акцента на привлекательных сторонах.


Резюмируя всё вышеописанное, хочу отметить, что при создании репортажного портрета правильный выбор точки съёмки, наряду с другими важными параметрами, имеет большое значение и обеспечивает передачу естественных пропорций изображаемых лиц, несёт информационную нагрузку и вносит свой вклад в композиционное построение снимка.


Выводы:

К репортажному и студийному портрету предъявляется множество одинаковых требований, но с рядом оговорок.

Репортажный снимок должен передавать событие, участников и место. Портретный снимок показывает внутреннее состояние персонажа. Т.о. репортажный портрет передаёт внутреннее состояние участников какого-то события в определённом месте. А различные точки съёмки помогают выявить наиболее характерные особенности фотографируемой модели и передать их на снимке в своеобразной выразительной форме.


Содержание пояснительной записки:

В работе описаны основы и разновидности репортажной съёмки, значение выбора правильной точки съёмки для раскрытия внутреннего состояния модели при репортажном портретировании, значение расстояния точки съёмки от модели и фокусного расстояния объектива для передачи естественных пропорций модели и композиционного построения снимка, оснащение для проведения репортажной съёмки.


Содержание

  1. Введение

  2. Фоторепортаж

    1. Основы репортажной съёмки

    2. Разновидности репортажной фотосъёмки

    3. Формирование жанров

    4. Портрет и характер

    5. Психологизм портрета

  3. Ракурсная съёмка

    1. Первые упоминания о ракурсе

    2. Ракурс как изобразительное средство фотографии

    3. Выбор точки съёмки и ракурса

    4. Выбор направления съёмки

    5. Выбор высоты точки съёмки

  4. Оборудование для проведения репортажной фотосъёмки

  5. Выводы

  6. Список использованной литературы

  7. Приложение


1. Введение

Репортажный портрет – наиболее часто применяемая форма потретного изображения делового человека, политического или общественного деятеля в качестве иллюстрации в газетах и журналах. Наиболее важны портреты, предназначенные для размещения в средствах массовой информации.

Цель работы над репортажным портретом – создание образа, который подчеркивает черты характера человека – энергичность, мобильность, целеустремленность.

Успех в достижении поставленной цели во многом определяется условиями работы фотографа, которому должна быть предоставлена возможность находиться рядом с героем съемки в тех ситуациях, когда наиболее полно раскрываются черты его характера. Важно, чтобы и места съемок, интерьеры или промышленные и ландшафтные пейзажи служили существенным дополнением к портрету, способствовали раскрытию его образа.


Многообразие деятельности совре­менного человека нельзя отразить в одном снимке. Возникает необходи­мость в использовании многокадровых разработок. Периодическая печать ис­пользует две такие формы — фото­очерк и фотосерию.


фотоочерк воспринима­ется как своеобразное повествование в форме разнообразных снимков, по­священных чаще всего одной лично­сти.

По тематике отдельные фото­кадры могут состоять из эпизодов про­изводственной, общественной жизни, досуга и других форм деятельности человека.


Основное значение приобретает не только удачная съемка связанных по смыслу эпизодов (как обязательное условие), но и живость формы: разно­образие размеров снимков, крупность планов изображения, перспективы, эф­фектов освещения, однофигурных и многофигурных композиций.


Серия допускает разнообразные подходы и аспекты в решении основной темы. Фотосерия может состоять из трех и более снимков. Снимки серии, как и фотоочерка, могут быть располо­жены в ряд или смонтированы в блок.

Помимо основных и хорошо известных правил композиции, помогающих привлечь внимание зрителя к главному в снимке (размещение главного элемента в соответствующем месте плоскости кадра, выделение его резкостью, светом, тоном и т.п.), в арсенале выразительных средств фотографии существует немало других композиционных приёмов. Их использование помогает фотографу особо подчеркнуть идею снимка, более отчётливо и ярко выразить свой замысел.

Для того чтобы человек с камерой смог воплотить в снимке свои намерения, он должен уметь «мыслить» и «разговаривать» на фотографическом языке, в совершенстве владеть присущими ему выразительными средствами. Средств этих немало. Они все время пополняются, открываются кем-то одним и со временем становятся принадлежностью многих. Фактически каждый яркий, самостоятельный фотомастер обладает целым набором своих собственных неповторимых приемов, средств.

Один из них – ракурс – особый, непривычный для глаза перспективный рисунок фотографического изображения. В основу этого термина положено французское слово, означающее: укорачивать, сокращать, Оно свидетельствует о зрительном впечатлении, которое получает наш глаз от изображения, открывающегося при взгляде на натуру сверху или снизу. Говоря строго, ракурсное изображение возникает в тех случаях, когда оптическая ось снимающей камеры наклонена по отношению к горизонту.

Суть ракурса заключается в выборе такой точки съёмки, при которой близкие к объективу предметы получаются на снимке сильно преувеличенными, а удалённые предметы - непропорционально уменьшенными. Это приводит к тому, что хорошо знакомые нам пропорции фотографируемых предметов сильно изменяются, их формы как бы трансформируются, и на снимках они выглядят необычно. Ракурс - сугубо фотографический приём, и если он иногда встречается в живописи, то, вероятно, благодаря тем новшествам, какие принесла в изобразительное искусство фотография.


2. Фоторепортаж

2.1 Основы репортажной съёмки

Репортажным называется снимок, сделанный по какому-либо конкретному поводу, представляющему широкий общественный или политический интерес. Фоторепортаж – один из видов журнально–газетной деятельности. Сложность этой работы в том, что каждая новая съемка происходит в новой и непривычной обстановке. Специфическая особенность репортажной съемки в том, что фотограф не может и не должен вмешиваться в ход происходящих явлений и событий, усаживать людей в те или иные позы, менять их местами, переставлять предметы, останавливать движение.

Особенность репортажного снимка – в его документальности, правдивости. Фоторепортаж не терпит инсценировки. Фотограф должен быстро произвести все подготовительные операции, найти точку съемки, с которой происходящее событие будет выглядеть на снимке предельно ясно и выразительно. За редкими исключениями, объекты репортажной съемки находятся в движении, поэтому съемка, как правило, производится с рук с моментальными выдержками.

Важная особенность фоторепортажа – оперативность. Репортажный снимок может потерять всякую ценность, если не будет своевременно опубликован.

Съемки, направляемые в органы печати должны сопровождаться аннотацией, в которой коротко излагается сущность события и приводятся основные данные о сфотографированных людях и их деятельности. Поэтому сразу же после съемки надо записывать необходимые сведения.


2.2 Разновидности репортажной фотосъёмки


Фоторепортаж призван правдиво информировать о наиболее значительных и интересных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни. Фоторепортаж – это летопись народов, передающая богатство опыта сегодняшнего дня. Фоторепортер должен сочетать в себе многие специфические для журналиста качества: гуманистические идеалы, ответственность перед историей, страсть публициста, спокойствие и хладнокровие, умение оперативно передавать информацию. Настоящего фоторепортера отличают компетентность и информированность о происходящих событиях, устойчивая привычка быстро оценивать сюжет, натренированный глаз, умение выбрать точку съемки, наиболее полно раскрывающую событие, совершенное владение техникой и технологическими процессами.

Фоторепортаж может быть выполнен по ходу какого-либо события – событийный или как иллюстрация текста на определенную тему — тематический. Фиксируя событие, фоторепортер свидетельствует о совершающемся факте и устанавливает, что, где, когда и как произошло.

Фотоснимок должен обладать документальной достоверностью и не допускать позирования и постановки. Конструктивная особенность в построении репортажного снимка основывается на соблюдении таких положений фотокомпозиции, как нахождение оптимальных границ кадра, выбор удачной точки съемки, четкое выделение главного элемента сюжета, оригинальное линейное построение, рациональное использование площади кадра, нахождение эффекта освещения.

Фоторепортаж как бы объединяет жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, интерпретируя их в соответствии со своей спецификой, цель которой — наиболее полное раскрытие темы.

Любой репортажный снимок может стать эстетически значимым в той мере, в какой он творчески решен, и тем самым подняться до уровня художе­ственного произведения, Обратимся к портрету. В репортаже его принято понимать как изображение человека крупным планом. Когда портретирование происходит в производственных условиях, снимок называют «производственным портретом». Строго говоря, такое изображение портретом назвать нельзя. В чем заключается смысл репортажного портрета? Не обладая основными достоинствами подлинного портрета (глубоким психологизмом, выраженностью в момент внутреннего созерцания), репортажный портрет должен содержать хотя бы некоторые его при­знаки. Каждая личность характеризуется наличием социально значимых черт, указывающих на принадлежность человека к той или иной социальной среде. Это важно отобразить в репортажном портрете.

Только в выражении лица раскрываются индивидуальность, своеобразие и свойства личности: ум, решительность, энергичность, властность, доброта. Личность обнаруживает себя через действие. Репортажный портрет как раз и должен быть снят в момент действия. Движение человека ощутимо в повороте корпуса, наклоне головы, положении рук. Репортажно снятый портрет иногда дает пример гораздо большего сходства с моделью, чем обычный. В этом его преимущество перед порт­ретом, когда человек заведомо позирует перед аппаратом. На удачно выполненном портрете во время действия человека жизнь представлена не «остановленным мгновением», чем не понятно почему принято восторгаться, а длящимся процессом, когда угадывается продолжение действия.

Для производственного портрета особенно большое значение имеет фон. Ощущение пространства за фигурой — одно из важных достоинств репортажного портрета. Глубина пространства может быть показана в резком изображении. В этом случае фотоснимок дает более полное пред­ставление об условиях труда, культуре рабочих мест, напряженном ритме ра­боты на производственном участке. Допустимы и другие решения: спад резкости за пределами переднего пла­на и усиление в результате этого ощу­щения глубины пространства.

Облик личности в разных ситуациях обусловлен обстоятельствами. Поза человека, выражение лица находятся в прямой зависимости от окружающих условий. К сожалению, при съемках композиционных дублей некоторые ре­портеры не принимают это во внима­ние и канонически повторяют одну и ту же «позу». Вообще же дублирование снимков даже в неизменных условиях для того и необходимо, чтобы положе­ние фигуры, поворот головы, движение рук в момент съемки были не случай­ными, а наиболее выразительными.

Улыбка украшает лицо человека лишь при условии ее уместности в данной ситуации. В репортажном портре­те она чаще всего объяснима как ре­зультат удовлетворения трудом. Такая улыбка представляет собой одно из многих возможных проявлений радо­сти.

Велика роль пейзажа в репортажной фотографии. Пейзаж может служить фоном происходящего события. Объект, крупно изображенный на первом пла­не, прикрывает собой значительную часть глубины пространства, и карти­на окружающей природы воспринима­ется как соподчиненная главному объекту съемки.

^ Художественный пейзаж также мо­жет быть одной из форм иллюстриро­вания газет и журналов, когда фоторе­портер хочет показать живописность уголка родного края. Непременное условие — расположение предметов на дальнем плане.

Расширяется роль пейзажа в фото­информации при решении таких тем, как отдых, занятия спортом, путеше­ствия. Пейзажное значение снимка утрачивается по мере укрупнения изображения человека или группы.

Когда фотоснимок служит только информационной цели, то объектив ди­афрагмируют так, чтобы глубина рез­ко изображаемого пространства охва­тывала планы от первого до последне­го. Фоторепортаж о жизни города может включать самые разно­образные темы: оживленная транспортная магистраль, уголок большого го­рода и т. д.

Натюрморт как художественное произведение не может быть причис­лен к жанру фоторепортажа, хотя на страницах газет и журналов иногда появляются снимки, тяготеющие к это­му жанру. Снимки, близкие жанру натюрморта, фоторепортеры включа­ют в многокадровые разработки для полноты раскрытия темы. Обычно это промышленная и сельскохозяйствен­ная продукция, уголок мемориального музея и т. п. В других случаях эле­менты натюрморта (цветы, овощи, из­делия) бывают включены в кадр в ка­честве характерных признаков пред­метной среды.

^ Жанровые сюжеты представляют собой различные жизненные коллизии: взаимоотношения людей, выраженные эмоционально (посредством мимики и движения), реакция человека на собы­тия и явления. Съемка жанровых сюжетов производится только репортажным методом и не за­висит от того, как будут использовать­ся снимки в дальнейшем (фотовыстав­ка, публикация в прессе).

Подход к спортивным снимкам мо­жет быть двояким — методическим или зрелищным. Методический инте­рес сосредоточен на анализе фазы движения, правильности ее выполне­ния. Итогом зрелищного интереса яв­ляется общее эмоциональное впечат­ление от снимка. Фоторепортер, ори­ентирующийся на создание снимков зрелищной направленности, стремится запечатлеть моменты, содержащие ди­намизм (порыв), экспрессивность (степень резкости или смазанности объекта и фона определяет цель снимка).

Снимки на спортивные темы должны обязательно отразить состязатель­ность, самоутверждение спортсмена, накал борьбы, страсть и азарт.

В качестве выразительных средств используют гиперболу (несоразмер­ность масштабов объектов и расстоя­ний), тональную трансформацию снимаемого объекта (применение свето­фильтров), эффектные насадки. Удач­ный снимок на спортивную тему может быть использован как информацион­ный и как художественное произведе­ние.

Все виды спорта поддаются фотог­рафированию более или менее трудно. Чем больше количественный состав со­ревнующихся спортсменов, тем труд­нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном, предусмотреть воз­можные наложения или избежать их. Менее сложными являются те виды спорта, которые проходят в единобор­стве: гимнастика, поднятие тяжестей, горнолыжный спорт, выездка на коне и др. Здесь внимание концентрируется на одном спортсмене, и это позволяет лучше оценить момент съемки. Но и здесь не все однозначно. Например, стрелок из лука малоподвижен, а пры­гун во время полета необычайно дина­мичен.

Каждое движение состоит из множе­ства фаз — начальных, промежуточ­ных и конечных. По выразительности они далеко не равнозначны. Зафикси­ровать наблюдаемую фазу быстропротекающего движения не представля­ется возможным, поскольку с момента принятия решения о съемке и нажатия на спусковую кнопку фотоаппарата проходит около 0,1 с. К этому следует добавить время на преодоление инер­ции затвора. Поэтому опытные фо­тографы используют метод упрежде­ния.

Передаче впечатления от движения объекта помогает незначительная смазка изображения перемещающего­ся объекта или его резкое изображение на смазанном фоне — съемка с про­водкой. Съемка с проводкой осуще­ствляется при совпадении угловых ско­ростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в опре­деленной точке кадрового простран­ства, фотограф нажимает на спуско­вую кнопку в процессе поворота фото­аппарата за движущимся объектом.

Если съемка — банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров – самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть — разговоры и выступления — может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие — свадьба и карточки протокольного качества нежелательны, то необходимо сосредоточить внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах.

Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений — забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Следует обратить внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.

Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.

Снимая репортаж, надо иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.

Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что это означает? Допустим, снимаем общий план, повторим то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, невозможно оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выдержки из основного текста.

Если говорить о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека — музыканта, спортсмена или политика — интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей обычной жизнью — идеальные условия для съёмки очерка.

Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:

  • Новостная фотография или пресс-фотография — съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.

  • Репортаж — те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.

  • Документальная фотография — тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.

  • Стрит-фото — моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, — зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.

Есть такое направление в репортажной фотографии, как стрит-фото. Поклонники стрит-фото предполагают — и в этом есть свой резон, — что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «на­вскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.


Репортаж – гулкое эхо мира. В большей степени он отображает событие, для него важны размах, обобщение, броский фактаж, к которому предстоит привлечь внимание общественности – и тем самым вызвать общественный резонанс. Репортаж гремит, как оркестр. Совсем по-другому – спокойно, проникновенно – звучит жанровая фотография. И репортаж, и жанровая фотография оказывают на нас сильнейший эффект зеркала: в них отражается мир – мы сами.


2.3 Формирование жанров

Жанром, означающим род, вид, в истории литературы и искусства принято определять области творчества, объединенные тематической и образной общностью. Складывание жанров — обычно долгий и сложный процесс, свидетельствующий об обретении видом искусства творческой зрелости. Изобразительное искусство, к примеру, существовало с незапамятных времен, а жанры живописи сложились лишь к XV—XVI векам, в эпоху Возрождения. Формы творчества, появившиеся в новейшее время, а к ним относятся, кроме фотографии, кино и телевидение, проходили путь складывания жанров в более короткие сроки. Сказывалось то обстоятельство, что у каждого из этих искусств был свой предшественник, по аналогии с которым на первых порах происходило развитие. Для кинематографа таким предшественником был театр, для телевидения – кино, для фотографии — живопись.

Портрет всегда был одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В дофотографическую эру портрет, написанный рукой художника, был единственной возможностью запечатлеть облик человека, сохранить его в памяти потомков. Со временем не только сановные вельможи, но и люди попроще, но обладающие достатком, стали заказывать художникам свои портреты. С появлением дагерротипии портрет стал еще доступнее. В больших и малых городах как грибы после дождя появлялись фотоателье. Фотография в жанре портрета сразу стала очень популярной. Она дерзнула даже конкурировать с живописью, за что получила от художников презрительное прозвище – «живопись для бедных». Однако сравнительная дешевизна фотопроизведений не всегда была синонимом художественной дешевки.

С первых лет существования светописи в нее пришли люди, наделенные незаурядными художественными способностями. Сторонники фотографии прочили ей большое будущее. Знаменитый писатель Эдгар По сказал еще в 1840 году: «По своей правдивости дагерротипная пластинка бесконечно более точна, нежели любое живописное произведение, сделанное руками человека». Фотопортреты Э. По ценны именно этой непривычной для живописи правдивостью как в общем, так и в деталях.

Если говорить о развитии жанра фотопортрета в целом, то два качества — глубина проникновения в суть человеческого характера, с одной стороны, и стремление к предельной достоверности воссоздаваемых на снимке деталей, с другой,— являются принципиальными, присущими всем полутора векам истории фотографии.

Сегодня, когда снова обретают популярность у зрителей портреты ранней фотографической поры, острее ощущаются не только сходство, но и отличие их от канонических произведений этого жанра в живописи. В фотопортретах было то величавое спокойствие, которое позволяло человеку до конца раскрыть себя перед объективом. Известно, что из-за невысокой чувствительности дагерротипных пластинок экспозиции были весьма продолжительными: двадцать, а то и тридцать минут приходилось портретируемым позировать перед камерой. Чтобы помочь клиенту долгое время находиться в неподвижности, фотографы придумали разного рода голово-держатели. И, несмотря на эти сложности, фотохудожники умели достигать удивительной непосредственности своих героев, — той правды поз и мимики, которые возможны только при съемке с высокими скоростями затворов. В литературе о фотопортрете немалое место уделено понятию «сходство». В самом деле, снимая конкретного человека, портретист не имеет права игнорировать его индивидуальные черты. Вместе с тем достижение похожести в портрете не может быть критерием удачи автора: разве что в снимках, необходимых для документов или судебной экспертизы, это качество является решающим. История жанра фотопортрета есть, фактически, история постижения, пользуясь выражением Белинского, души оригинала. При этом основная ошибка как тех, кто снимал портреты, так и тех, кто судил о них, чаще всего состояла в том, что многим казалось: раз камера являет собой средство, объективно фиксирующее находящиеся перед нею предметы, то ее возможности ограничены. Говоря другими словами, казалось, что фотопортретирование есть съемка человеческого лица, и ничего более. На первый взгляд так оно и есть: действительно ведь, портретист имеет дело с лицом человека, он не в праве ни изменить его (тут контролем служит уже названное выше сходство), ни, тем более, отвлечься от него, подменить чем-то иным. Вместе с тем портрет именно потому является художественным жанром, что он, как и все другие творческие разновидности, предоставляет автору широкие возможности по воплощению своих знаний о жизни, своих вкусов и пристрастий. Видимо, самая большая сложность портретного искусства состоит в том, что все это фотограф выражает через лицо портретируемого. Это ведь неимоверно трудно: сделать снимок, в котором в облике запечатленного человека сквозил бы творческий облик снимающего.

Постепенно претерпевает изменения студийный парадный портрет. Теперь он не так официален и торжествен, как прежде. Но и сегодня многие студийные снимки способствуют приподнято праздничному восприятию человека.

Еще одна разновидность сегодняшнего парадного портрета — впечатляющие работы, героями которых являются по большей части представители актерского цеха, что позволяет автору вносить определенный элемент игры в свои снимки. Все названные разновидности студийного портрета, конечно же, не исчерпывают богатства его проявлений. Их перечисление показывает, что жанровое разнообразие тесно взаимосвязано с творческими индивидуальностями отдельных крупных фотопортретистов. И еще одно важное обстоятельство: даже такая, казалось бы, традиционная художественная форма, как студийный портрет, проявляет определенную тенденцию к изменениям. Причем они продиктованы не только эволюцией в фототехнике, но и в значительной степени переменами во вкусах.


2.4 Портрет и характер

Профессиональный фотограф-портретист должен запечатлеть не только физическую оболочку человека, но и дать возможность зрителю в глазах, мимике, положении тела портретируемого прочитать хотя бы кусочек его души.

Задача фотографа-портретиста – осмыслить и «прочувствовать» внешность и характер человека и найти им адекватное фотографическое воплощение. Идеал — найти ту точку, тот момент, когда внешний (физический) и внутренний (психологический) образы совпадают. И если запечатление внешнего облика – задача преимущественно ремесленная, то передать характер и внутренний мир модели способен далеко не каждый фотограф. Здесь от него требуется гораздо больше жизненного опыта, тонкого психологического чутья, интуиции. Если фотограф в состоянии совместить форму (внешнее сходство) с содержанием (внутреннее подобие), то в результате получается то, что называют психологическим портретом. 

Очевидная сложность передачи характера заключается в том, что человек всегда и неизбежно реагирует на камеру. Стоит фотографу взять в руки аппарат, как портретируемый мгновенно «закрывается», надевает маску, инстинктивно следуя шаблонам, выработанным десятилетиями. Поэтому усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы в диалоге с моделью проявился ее характер. В репортажном или жанровом портрете задача усложняется, так как фотографу нужно успеть зафиксировать то решающее мгновение, когда  лицо человека наиболее ярко раскрывает его характер.

Как это ни парадоксально, но очень часто, фотографируя других, фотографы отражают себя. В результате в цикле портретов совершенно разных людей явно угадывается одно и то же лицо – лицо самого фотографа, своего рода психологический автопортрет. Объяснений этого явления немало – это и сильное «авторское начало», и неизбежная субъективность фотографа, а иногда, возможно, даже и его ограниченность. Личный, субъективный взгляд – основа любого творчества. Однако порой он приводит к навязыванию фотографом модели каких-то определенных  поз, мимики, настроения, другими словами – к вторжению в личное пространство модели и подмене, заполнению его своим собственным. И это одна из главных ловушек в портретной фотографии.

Проблема характера, несомненно, является центральной в искусстве фотографического портрета на протяжении всей его истории. С одной стороны, тут все предельно ясно: целью всякого портретиста является воссоздание характера портретируемого. С другой, — понимание характера и характерного в фотографии, способов постижения и средств воплощения его, выражения при этом художественных пристрастий и свойств личности автора — каждый из этих вопросов (да и многие другие) является предметом споров.

Важно сразу же отметить, что решение проблемы характера в фотопортрете, кроме множества особенностей, связанных с творческим направлением или художественной школой, национальными или индивидуальными отличиями фотомастера, определяется одним обстоятельством, которое своей значительностью перекрывает все остальные. Это этапы развития техники и искусства фотографии. Историю фотопортрета, с точки зрения проблемы характера, можно разделить — довольно грубо и приблизительно — на два принципиально различных периода. Первый из них, относящийся в основном к минувшему столетию, связан с широким развитием студийного фотопортрета. Громоздкие камеры, низкочувствительные материалы неизбежным следствием своим имели сделанные тщательно и неторопливо величественные, хотя и несколько статичные портреты, откровенно ориентирующиеся на эстетику изобразительного искусства. Длительные экспозиции лишали фотопортретистов возможности схватывать мимолетные движения, однако благоприятствовали развитию в фотографии способности к обобщению: человек, остающийся продолжительное время один на один с объективом камеры, обнаруживал непреходящие, существенные черты своего характера. Синтезируя временные характеристики, передавая квинтэссенцию личности портретируемого, произведения ранней фотографии — в лучших своих образцах — не только запечатлевали внешние черты человека, но и проникали в глубины его характера.

Изобретение портативных камер, появление высокочувствительных фотоматериалов принято связывать обычно с революцией в области фоторепортажа. Однако и в портретном жанре эти события повлекли за собой решительные перемены. Появилась возможность отказаться от съемок в ателье, от необходимости позировать перед фотоаппаратом. Снимая человека на улице, дома, в процессе труда — одним словом, везде, где только может оказаться он в повседневной жизни, фотографы нового времени обрели способность схватывать короткие мгновения реального существования своих героев. Конечно, не каждый миг в жизни человека способен отразить глубины его личности — вспомним ироническое замечание Достоевского о том, что на моментальной фотографии Наполеон мог бы оказаться глупым, а Бисмарк добрым. Студийный, станковый портрет и портрет репортажный — это не только два этапа в развитии жанра, но и разновидности его, бытующие и по сей день. Каждый из них обладает своими достоинствами, находит собственные пути к постижению характера человека. Конечно, студийный портрет в век фоторепортажа уже не тот, что был в эпоху дагерротипов. Многие крупные портретисты предпочитают своего рода репортаж в условиях студии: А. Кочар отказывается от поисков выразительных поз, фиксируя в реальном общении со своим героем отдельные мгновения в его поведении. Кочар использует то, что принято называть «привычной камерой»: он располагает модель к себе, заставляя забыть о соседстве фотоаппарата, раскрыться перед ним. Подлинность запечатленного на портрете характера оказывается сегодня не менее важной, нежели самый характер, — его яркость, богатство, полнота раскрытия. Современный фотопортрет демонстрирует тенденцию отказа от многих условностей и ограничений, которые были обязательными на ранней стадии развития этого жанра. В связи с этим границы портретного жанра оказались существенно раздвинутыми. Динамика подлинной жизни, привнесенная в репортажный портрет, повлекла за собой переакцентировку в раскрытии человеческого характера. Если в станковом портрете характер раскрывался в основном через лицо (и гораздо в меньшей степени через жест, позу, одежду, антураж студии), то в репортажном — через все многообразие происходящего на снимке. Подчас даже начинает казаться, что происходит размывание жанра, что перед нами уже не портрет, а просто событийный снимок, часть репортажного целого: очерка, серии и т. д. Нередко, впрочем, так и бывает, репортажные снимки, как известно, не лишены портретных характеристик. Но все же стихия репортажа — событие, а основа портрета — характер человека.

Впрочем, необходимые для репортажа, детали не всегда нужны в портрете. Характер человека в труде, в любимом деле раскрывается так полно, как нигде еще. Поэтому возможности репортажного портрета поистине безграничны.

Однако каждый, кто следит за развитием этого жанра, замечает, как еще немного в нем настоящих удач, как велик процент художественного брака. В чем тут дело? В том ли, что большинство репортажных портретов делается с откровенно информационной целью? Или в том, что из-за сложностей съемок в условиях современного производства иные фотографы подлинному репортажу предпочитают наивные инсценировки? И в том и в другом. Однако есть еще одна важная причина столь частых неудач: многие фотографы, полагаясь на всесилье техники, «нащелкивают» сотни кадров, надеясь, что в каком-нибудь из них ждет открытие человеческого характера. В результате на снимках запечатлены обстоятельства труда, его орудия, техника, есть лица, улыбающиеся или сосредоточенные, но, увы, нет характеров. Раскрытие характера в фотопортрете — будь он студийный или репортажный — достижимо лишь в тех случаях, когда к личности портретируемого, пусть самой яркой, и к фототехнике, пусть самой совершенной, добавляется еще и личность фотографа. Работа портретиста, грубо говоря, делится на две части: осмысление характера и его фотографическое воплощение.

Конечно, очень трудно, встретившись с незнакомым человеком, открыть для себя его неповторимость, понять своеобразие. Опыт портретиста, в известной мере, приучает к психологическому анализу: по незаметным, на первый взгляд деталям фотограф «прочитывает» человека, составляет себе представление о его характере. Немало может дать портретисту предварительное знание о своем герое.

Увидеть и понять для себя характер человека — большая и сложная задача, стоящая перед портретистом. Но этого еще мало: необходимо воплотить свое понимание в художественную фотографическую форму, сделать его достоянием зрителей.

Не секрет, что нередко увлекшись какой-то одной деталью в человеке и пытаясь через нее раскрыть весь характер, фотограф терпит обидное поражение: частное оказывается чрезмерно выпяченным, не согласовывается со всем остальным, характерное подменяет характер. В поисках художественных средств для воплощения личности в портрете, авторы обращаются ко всему спектру возможностей, заключенных в современном фотографическом языке. Внимательный анализ фотопортретов почти всегда позволяет установить период, когда они сделаны. Сегодня, например, в пору увлечения широкоугольными объективами, портретисты демонстрируют плодотворные возможности, заключенные в этом средстве.

Этическая сторона фотопортретного творчества — вопрос принципиальный. Очень важным является подлинное уважение к личности портретируемого, которое всегда проглядывает в лучших работах этого жанра. Кого бы ни снимал фотограф — он всегда должен видеть в своих героях людей, достойных глубокого интереса и уважения. В работах фотохудожника нет места гнетущему утилитаризму, когда портреты делаются для очень четкой, легко прочитываемой в произведении цели — польстить, похвалить, прославить.


2.5 Психологизм портрета

Душевная, или психическая, жизнь человека проявляется в том, что он воспринимает впечатления окружающей действительности, осознаёт их, мыслит, чувствует, испытывает желания и действует в зависимости от обстоятельств.


Фотографический портрет заключает в себе три различных вида восприятия: во-первых, восприятие внешнего мира самой моделью, что обязательно находит отражение в портрете в виде запечатлённого душевного состояния; во-вторых, восприятие модели фотографом, т.е. субъективная интерпретация образа, выраженная в особенности композиционного решения снимка; в-третьих, восприятие портрета зрителем.

Проследим за обстановкой фотографического павильона в момент портретирования: обилие осветительных приборов, непривычно яркий свет, бессодержательная обстановка; фотограф – единственный человек, с которым портретируемый общается. Лицо человека способно выражать лишь те чувства, которые он переживает в данный момент, а в данный момент его внимание привлечено к незнакомым предметам, к яркому свету и неуютной обстановке. В этих условиях портретируемый, естественно, не испытывает ни интеллектуальных, ни эстетических чувств.

Встреча совершенно незнакомых между собой людей, фотографа и его клиента, решит эмоциональное состояние последнего. Если человек будет встречен с видимыми знаками благосклонности, с выражением добрых чувств и если фотограф произведёт благоприятное впечатление своим внешним видом, то первое впечатление будет способствовать созданию хорошего настроения. Затем важно закрепить это первое впечатление. Излишняя словоохотливость, заискивание, комплименты воспринимаются людьми с известным раздражением. Надо знать меру приветливости и радушию. При внешней сдержанности фотограф больше внушает доверия.

Кроме приветливости и внешнего вида фотографа, на эмоциональный настрой человека влияет чистота в павильоне, порядок в расположении вещей, цветовой тон стен и драпировок и (один из наиболее важных факторов) температура и чистота воздуха.

Восприятие модели фотографом определяется личностью последнего: его вкусом, мировоззрением, темпераментом. Каждый фотограф по-своему воспринимает образ модели, это объясняется его физическим состоянием, настроением и многими другими факторами.

Независимо от субъективных особенностей восприятия фотографа важнейшим фактором является наблюдательность. Если человек систематически упражняется в наблюдении, от его взора не ускользнёт такое, чего может не увидеть человек, не обладающий этим качеством. Усталость, раздражение, душевная неуравновешенность фотографа притупляют, а порой лишают его наблюдательности. Наблюдение за внешностью другого человека тесно связано с индивидуальными свойствами личности самого фотографа, а потому и приводит подчас к весьма субъективным выводам, влияющим на композиционное решение портрета.

Восприятие фотографического снимка зрителем и фотографом может совпадать при оценке лишь технической стороны изображения (проработки деталей, точности отпечатка, резкости и т.п.), в остальном оценки фотопроизведения будут зависеть от совпадения индивидуальных особенностей восприятия фотографа и восприятия зрителя.

С того момента, когда началось портретирование, психические и волевые усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы создать у портретируемого нужное эмоциональное состояние. Для достижения этой цели есть лишь одно средство – беседа.

В беседе фотограф преследует две цели: ведёт характерологические наблюдения – уточняет индивидуальные свойства характера портретируемого, интеллект, чувствительность и т.д. – и направляет разговор на тему, которая живо интересует собеседника и вызывает наплыв эмоций, выигрышных для данного лица.

У людей есть память на чувствования (эмоциональная память). Эта память проявляется в разной мере в зависимости от остроты пережитой радости (или несчастья) и, что особенно важно, находит внешнее отражение на лице человека.

В беседе не всегда сразу удаётся затронуть животрепещущий вопрос, бывает, что приходится часто менять тему разговора, чтобы вызвать эмоционально окрашенные воспоминания и уловить наиболее интересные.

Если у человека слабо развита эмоциональная память, ему следует задать вопрос, связанный с логической памятью, или попытаться испытать его образную память, которая основывается не на чувствах, а на зрительных представлениях.

Как и всякий человек, по роду работы часто общающийся с другими людьми, фотограф должен хорошо владеть своим голосом. В одних случаях – проникновенное, в других – властное слово способно вызвать желаемую реакцию, связанную с воспоминанием о пережитых чувствах.

Фиксация прямых эмоций, вызванных лишь временным психическим состоянием, - наиболее распространённая ошибка. И, безусловно, ошибкой следует считать, когда фотограф требует от модели немотивированного изменения настроения – просьбой улыбнуться или взгрустнуть, не соответствующей внешнему поводу, не понимая, очевидно, что требует от человека отклонения от нормальной психической деятельности.

Астеничный фон настроения может быть стабильным у отдельных людей – чертой их характера. В этом случае любая попытка со стороны фотографа искусственно вызвать стеничное настроение у человека, у которого слабо выражено внешнее проявление радости, явится грубой ошибкой. Отражение астеничного настроения во внешности человека, совпадающее с типичной для данной личности эмоциональной направленностью, может дать хороший результат при портретировании.

Чтобы не навязывать человеку не свойственного ему настроения, фотограф должен иметь познания в физиогномике, т.е. уметь оценивать внутреннее состояние человека по движениям и мимике лица.

Человеческое лицо нельзя понять с первого взгляда, а нужно наблюдать его в процессе развития, прослеживая, как оно изменялось с возрастом. Надо сравнивать лицо в спокойном состоянии с тем, каким оно бывает во время гнева, испуга, страсти, удовольствия, пресыщения и т.д. И тогда по отдельным признакам и по совокупности их можно без большого риска ошибиться утверждать, что данный человек по натуре вспыльчив, смел, глубокомыслен и т.д. Это заключение могло бы явиться доминантой портретного образа – идеей портрета, направлением поиска портретного решения.

Этот путь, однако, полностью недоступен фотографу, лишённому возможности длительного общения с моделью.

Для большего удобства определения свойств внешности портретируемого результаты физиогномических наблюдений можно разграничить на два вида:

1) чисто внешние, т.н. анатомические признаки, к которым относятся рост, телосложение, форма головы, линейный строй лица, находящегося в спокойном состоянии, - статические признаки;

2) преходящие, меняющиеся признаки – смена эмоциональных фаз, поза, осанка, жестикуляция, мимика, являющиеся результатом движения, -динамические признаки. Их обычно разделяют на три сферы: интеллектуальную, сферу чувства и действия.

Наблюдая те и другие признаки в комплексе жизнедеятельности человека, фотограф стремится найти портретное решение, характерное как по статическим, так и динамическим признакам.

Чувства, воля и действия человека во многом зависят от его темперамента, более других факторов проявляющегося во внешности. Темперамент отражает состояние нервной системы человека и сказывается на его деятельности.

Выдающийся физиолог И.П. Павлов дал чёткую классификацию типов темпераментов, имеющих внешние объективные признаки:

сангвиник – сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью тип. Самый совершенный из всех типов по возможности приспосабливаться и согласовывать свои действия с условиями внешней среды;

холерик – сильный, но неуравновешенный, безудержный тип с очень активным процессом раздажимости;

флегматик – сильный, уравновешенный, спокойный, с замедленной реакцией на внешние раздражители тип, с неудовлетворительной подвижностью нервных процессов;

меланхолик – слабый тип. Отличается явной слабостью нервных процессов (возбуждения и торможения). Неудовлетворительно приспосабливается к жизненным условиям.

Каждый тип темперамента имеет определённые мимические признаки. По складу лица и образу движений определяется тип нервной деятельности. Меланхолики отличаются неуверенным поведением, на их лицах находят отражение тоска, тяжёлые переживания. Холериков отличает бурное проявление эмоций, как положительных, так и отрицательных. Флегматики, наоборот, неэмоциональны. У сангвиников характерно преобладание положительных эмоций самых разных оттенков. Они довольно легко переходят от созерцания к радости.

Эмоциональные симптомы того или иного типа темперамента выражаются соответствующим аффектом:

маниакальный аффект – повышенное радостное настроение;

депрессивный аффект – угнетённое настроение, глубокая печаль, уныние, тоска;

аффект раздражительности – тоскливо-злобное выражение, недовольство, неприязнь;

аффект перевоплощения – попытка подражать кому-то при неестественном напряжении мускулатуры лица, отсутствие осмысленности.

Темперамент определяет в характере такие черты как общительность, замкнутость, подвижность, уравновешенность поведения, и ничто из этих черт не должно ускользнуть от внимания фотографа.

Определив тип темперамента портретируемого и характерный для него эмоциональный аффект, фотограф сопоставляет эти данные со статическими признаками. При этом следует учитывать, что формы тела сами по себе ни в коем случае не могут служить основанием для вывода о свойствах личности. Это значит, что ни рост, ни полнота, ни соотношения размеров фигуры ничего не говорят о характере человека, в частности о его идейной направленности и волевых качествах. Однако тип человека, его темперамент в процессе жизни влияют на формирование фигуры, накладывают отпечаток на позу и мимику, и это надо учитывать.

Характер – это определённый образ поведения человека, своеобразный психический его склад, отражающий внешние условия жизни и воспитания. Характер находит отражение в жизнедеятельности человека: манере себя держать, направленности поведения. Определить характер человека можно только по его проявлениям, а не по статическим признакам.

Для познания характера имеет большое значение проявление чувств.

Чувства – своеобразная форма отражения действительности; в зависимости от направленности психической деятельности человека они могут быть окрашены положительным или отрицательным эмоциональным тоном. Чувство может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение), так и мимолётным (восторг, негодование, печаль, стыд). Мимолётные чувства также называют эмоциями.

Своеобразность проявления чувств проливает свет на индивидуальную особенность человека, его привычки, мировоззрение, моральные убеждения, открывает доступ в его внутренний мир.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями, которые мы можем определить как мимические, связанные с движением мышц лица, и пантомимические, т.е. жесты и движения частей тела. Мимика и пантомимика дают для изучения характера значительно больше, чем внешние черты человека.

Мимика бывает связана с определённой эмоциональной фазой, когда она выражает временное психическое состояние модели, и мимическим строением лица, являющимся обычным для данного типа темперамента.

Так как общение фотографа с моделью всегда кратковременно, то при характерологических наблюдениях надо учитывать максимальное количество показателей характера, чтобы временное психическое состояние, связанное с определённой ситуацией их общения, не принять за черту характера. Один из таких важных показателей – жестикуляция. Жест хорошо выражает темперамент человека. Умение владеть собой, выдержка, подтянутость, солидность бросятся в глаза при так называемом скупом жесте. Наоборот, усиленная жестикуляция может говорить о невыдержанности, горячности и в какой-то мере о невоспитанности.

Бывают жесты наигранные, показные, их называют манерными. Манерность – первый враг портретного изображения, т.к. она всегда уводит от раскрытия подлинного образа.

В числе важнейших показателей характерно выражение глаз. Оттенки выражения глаз безграничны. Их выразительность не всегда определяется их величиной и цветом, т.е. внешними статическими признаками. В осмысленности взгляда выражается объективно понятное его значение. Взгляд может быть ласковым, вопросительным, удивлённым, смущённым, суровым и неподвижным, бегающим, добрым, нежным и т.п. Мимика губ неразрывна с выражением глаз и располагает широкой амплитудой оттенков волевых особенностей человека. Положение губ, как правило, указывает на самые тонкие душевные переживания – от непреклонной воли до беспечного смеха. Неулыбчивое лицо кажется холодным и суровым. Улыбка может выражать всю гамму чувств довольства и радости, может переходить в другие состояния: склонность к иронии, скептицизм, приветливость, уверенность или неуверенность в себе и многие другие.

На этой стадии работы над портретом, когда надлежит уловить настроение и эмоциональную предрасположенность личности портретируемого и завершить поиск психологического и эмоционального решения портрета, фотограф держит свой первый и главный экзамен: годен или не годен он как портретист. Если он лишён умения понять особенность и значение личности портретируемого, значит ему не дано стать портретистом, т.к. у него отсутствует главное качество – улавливать неповторимую сущность человека, постигать её и переплавлять в образ.


3. Ракурсная съёмка

3.1 Первые упоминания о ракурсе.

Хотя «ракурс» — термин сравнительно новый и употребляется чаще в отношении технических искусств, ракурсные изображения были известны в изобразительном творчестве с древнейших времен. Так, «создателем» ракурсных построений становился зритель скульптурных памятников и фигур еще в пору античности и эпохи Возрождения: подходя близко к монументу, человек замечал, как резко меняются его пропорции от взгляда снизу вверх. Культуру ракурсного видения еще до возникновения фотографии активно развивали и живописцы: тщательный анализ построения классических картин показывает, что нередко они в одном пространстве сочетают предметы, увиденные художником под разным углом зрения. Дагерротипия с первых шагов — сначала неосознанно, почти случайно — обратилась к возможностям, таящимся в ракурсном взгляде. На серии снимков, сделанных самим Дагерром в первые месяцы существования светописи мы видим парижские улицы и бульвары, снятые из окна довольно высокого дома. Взгляд сверху здесь был продиктован поисками новых сюжетов для съемок. Первые дагерротипы были сделаны в студии автора. На них изображены привычные атрибуты мастерской: гипсовые маски, сосуды, гравюры в рамках. Подойдя к окну и выглянув из него, можно было увидеть нечто новое.

Однако, снимая сверху, Дагерр, кроме того, обнаружил еще одно важное качество ракурсной съемки: при взгляде сверху на снимке можно запечатлеть гораздо большее пространство.

Спустя почти двадцать лет знаменитый фотограф Надар увлекся съемками Парижа из гондолы воздушного шара. У него панорама Парижа получилась поистине бескрайней.

Много позже киновед Бела Балаш с уверенностью сказал: «Только благодаря ракурсу фотография вообще могла стать искусством». Может быть, в этой формуле заключена определенная доля преувеличения: ведь кроме ракурса у фотографии есть и другие замечательные возможности. Однако в становлении творческих потенций светописи роль ракурса, действительно, трудно переоценить. То, что Дагерром было найдено случайно, а Надаром трактовалось как неожиданный и яркий трюк, затем стало нормой фотоповествования.

Кроме повествовательного и указующего (номинативного) значения ракурс несет в себе четко прочитываемое отношение к происходящему на снимке. Взгляд сверху вниз, свысока (отсюда и большое число понятий в языке, отмеченных еще в словаре Даля: высокоумствование, высокосердие, высокомудрие) чаще всего, помимо нашей воли, прочитывается как выражение определенного превосходства, снисхождения. Нижняя точка зрения, взгляд снизу вверх, напротив, способны знаменовать почтение, преклонение перед увиденным, придать ему значительность и даже величие. Подчас эти ощущения возникают незаметно, как своего рода изобразительные обертоны, придающие определенную интонацию фотографическому произведению. В теории живописи весьма подробно рассмотрены способы выражения эмоционального отношения к изображаемому посредством ракурса. Зависимость смысла полотна от выбора художником «высокого» или «низкого» горизонта, особая острота сверхнизкой, так называемой «лягушачьей», точки зрения — все это подробно и неоднократно обсуждалось художниками и критиками.

Ракурс, как и всякое другое выразительное средство фотографии, призван выразить мысль автора по поводу воплощаемого на снимке, его впечатления от увиденного в жизни. Однако ракурс как частичка фотографической «речи» свидетельствует и о присущей фотографу манере изъясняться.

Возможности, заключенные в ракурсных взглядах на окружающую действительность, трудно переоценить. Однако они не исчерпывают всех творческих возможностей, заключенных в точке зрения, с которой человек с камерой смотрит на жизнь. Фотограф творит не только когда он поднимает или опускает камеру. Он достигает цели и в том случае, когда аппарат, оставаясь в одной плоскости, смотрит на предмет с разных его сторон.


3.2 Ракурс как изобразительное средство фотографии

На любой объект есть знакомые всем, привычные точки зрения, но могут быть и такие, которые дают возможность увидеть его с незнакомых позиций. Это обязательно добавит что-то в уже сложившуюся характеристику. Более того, неспособность или просто нежелание фотографа искать такие точки иногда может привести к тому, что своеобразие ситуации будет потеряно, специфика объекта не будет раскрыта в полной мере.

В конце концов изобразительный шаблон, штамп в показе каких-то событий потому и происходят, что авторы фиксируют лишь то, что бросается в глаза с первого взгляда, не задумываясь об образной характеристике явления, факта или предмета.

Но в то же время использование необычной точки зрения не должно быть необоснованным капризом автора. У настоящих мастеров такой взгляд никогда не превращается в самоцель, а является средством, с помощью которого раскрываются новые качества или свойства объекта.

Желая подчеркнуть динамику, можно строить композицию, направив движение по диагонали картинной плоскости. Статичная композиция, пересечённая диагональной линией движения, как бы раздвигает рамки кадра. Зритель ясно представит себе пространство и это поможет связать снятый план с остальным материалом. Эта живописная, выразительная композиция получается благодаря ракурсной точке съёмки.

Ракурс – «raccoureir» - обозначает в переводе с французского «сокращать», «укорачивать». Это приём, выполняя который фотограф направляет оптическую ось камеры под углом к вертикальным плоскостям объекта. При этом система перспективной (центральной) проекции передаёт разноудалённые от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы. Удаленные от съёмочной точки детали окажутся уменьшенными, сокращёнными. Этим и объясняется название приёма. Особенно заметен такой эффект при съёмке короткофокусной оптикой с близкого расстояния.

Ракурс – это один из способов передать на двухмерной ограниченной плоскости бесконечность пространства. Показывая объекты в ракурсных сокращениях, художники всех времён придавали своим полотнам дополнительные глубинные ориентиры, выстраивали композиции, которые говорили о вертикальных и горизонтальных протяжённостях, свойственных реальной действительности. Достаточно сравнить полотна итальянских живописцев эпохи Возрождения «Положение во гроб» М. Караваджо и «Мёртвый Христос» А. Мантенъи, чтобы почувствовать иллюзию трёхмерного пространства, которая придаёт библейской истории черты реальности.

Конечно, ракурс не меняет содержание произведения, он используется как дополнительная характеристика, которая подчас имеет важное смысловое и эмоциональное значение. В фотографии этот приём служит разным целям.

  1. Ракурс выявляет положение съёмочного аппарата, а стало быть, и зрителя относительно объекта съёмки и тем самым пространственно ориентирует зрителя.

  2. Ракурс раскрывает специфические признаки объекта, которые можно заметить только с данной точки зрения.

  3. Ракурс придаёт объекту определённую эмоциональную окраску, являясь своеобразным изобразительным эпитетом.

Ориентация в пространстве – это самая очевидная роль ракурсной съёмки, и она соответствует нашей жизненной практике. Ракурсная позиция фотокамеры может подчеркнуть впечатление, которое зритель получает, глядя на вертикальные и горизонтальные протяжённости, дать дополнительные сведения о размерах и взаимном положении объектов, окружающих съёмочную точку. В этом плане фотографы следуют принципам, которые открыты и исследованы художниками-живописцами.

Пространственная ориентация – это не всегда стремление автора передать лишь геометрические параметры события. Иногда она имеет глубокий смысл и придаёт действию подлинный драматизм.

Ракурс становится выразительным не сам по себе, а в зависимости от того, что происходит в окружающей фотографа действительности. Зритель в известной степени отождествляет себя с героем снимка, смотрит на окружающее, исходя из его интересов, а иногда почти буквально «с точки зрения» героя.

Второй вариант применения ракурсной съёмки – это возможность показать характерные признаки объекта, которые могут быть хорошо различимы только при взгляде с верхней или нижней точки. Этим приёмом пользуются часто. Пейзажи и архитектурные комплексы, интерьеры и различные предметы, общая картина какого-либо события – всё разнообразие явлений и процессов, касающихся героя, нередко можно показать с яркой выразительностью только при ракурсной съёмке.

Если фотограф во время репортажных съёмок фиксирует какой-либо ударный момент, выражающий главный смысл происходящего действия, то в дальнейшем набор кадров может компоноваться на основании найденного изобразительного ориентира.

Третий вариант ракурсной съёмки – это использование ракурса как своеобразного изобразительного эпитета. Это значение приёма фотографы нашли далеко не сразу, но именно такое его применение даёт наиболее интересные результаты. Ракурс можно использовать как средство психологической характеристики героев.

В наше время стилистика снимков изменилась, но принципы, найденные основоположниками фотографического мастерства, остались, так как они составляют сущность фотоискусства. Это касается и ракурса, использованного в качестве эмоционального определения.

Такой эпитет подчёркивает не только внешние признаки объёкта, он может комментировать духовное состояние героя. Именно это явилось подлинно творческим открытием ракурса, который стал не техническим приёмом, а средством, выражающим идеи и чувства автора.

Величественный. Торжественный. Радостный… Очевидно, раскрыть смысл этих определений и дать эмоциональные оценки их поможет взгляд с нижней точки. Объект или герой как бы возвысятся над зрителем. И хотя это будет пространственное соотношение, но наше сознание при определённых условиях наделяет его нравственно-этическим содержанием. Опыт поколений помогает зрителю воспринимать ракурс как эмоциональную оценку по аналогии с ролью литературных эпитетов. Ведь читая фразы, где эпитетам принадлежит решающая роль, мы сразу воспринимаем характеристики, данные герою писателем. «Гордо поднятая голова», «горестно опущенная голова» - такие сочетания сразу дают нам представление о чувствах, переживаемых героем. И у нас не вызовут осмысленного отклика словесные формулировки типа «гордо опущенная голова», «весело согнутая спина», «радостно поникшие плечи». В речевом строе такие образы прозвучали бы нелепостью. Аналогично может действовать и неточное применение ракурса.

Горестный. Поверженный. Удручённый… Как снять героя, которому адресованы такие эпитеты? Очевидно, эти определения могут быть выражены съёмкой с верхней точки.

Выбирая ракурсные съёмочные точки, фотограф не должен забывать о конкретных обстоятельствах, об индивидуальных особенностях объекта съёмки, которые могут соответствовать авторскому замыслу, а могут и противостоять ему. Так, например, показывая людей в ракурсе, следует особенно внимательно следить за тем, как в данных обстоятельствах выглядит герой, не деформируется ли его фигура или лицо.

Ракурсная съёмка используется для усиления изобразительного эффекта, своеобразного подчёркивания той мысли автора, которую он считает главной в изображении и хочет именно на ней акцентировать внимание зрителей. Благодаря ракурсу легче выявить наиболее характерные особенности фотографируемого объекта и передать их на снимке в своеобразной выразительной форме. Так, с помощью ракурса можно подчеркнуть высоту деревьев в лесу, грандиозность архитектурного сооружения, значимость какого-либо элемента.

Иногда полагают, что ракурсные снимки сделаны с перспективными искажениями. Это неверно. Хотя предметы на таких снимках действительно выглядят непривычными, перспективный рисунок на них всегда геометрически правилен. Просто это нестандартный взгляд на окружающий мир с расстояний, которые непривычны нашему глазу. Но взгляд с таких точек вполне доступен для объектива фотоаппарата, и благодаря этому у фотографов появляются новые изобразительные возможности.

Для съёмок в ракурсе обычно используют широкоугольные объективы, которые допускают съёмку с очень малых расстояний. Только при этом становится хорошо заметной разница в расстояниях от объектива до различных точек объекта съёмки, благодаря которой возникают перспективные сокращения. Нельзя получить ракурсное изображение при съёмке, например, телеобъективами, которые не дают возможности включать в кадр близко расположенные предметы. Если же съёмка ведётся с больших удалений, разница в расстояниях от отдельных точек объекта съёмки до объектива фотоаппарата настолько мала, что перспективные сокращения на снимках почти не видны.

3.3 Выбор точки съёмки и ракурса

Какие же вопросы возникают перед фотографом, когда он, выбрав интересующий его объект съемки - пейзаж, архитектурный ансамбль, жанровую сцену и пр.,- приступает к фотографированию? Прежде всего, возникает вопрос о том, где, в каком месте следует установить фотоаппарат, откуда показать снимаемый объект зрителю. Следовательно, речь идет о выборе точки съемки и ракурса.

В выборе точки съемки следует руководствоваться основным положением: фотографическое изображение должно показывать зрителю снимаемый объект правдиво и выразительно, а впечатление, которое производит снимок на зрителя, должно соответствовать тому впечатлению, которое снимаемый объект произвел на фотографа. Необходимо также, чтобы было ясно, что именно привлекло внимание фотографа, из-за чего и с какой целью делается данный снимок.

Важно, чтобы зритель легко узнавал на фотографии снимаемый объект, иными словами, чтобы изображение соответствовало оригиналу, правильно воспроизводило его. Изображение человека в портретном снимке, например, должно иметь сходство с оригиналом, передавать внешние черты человека и выражать его характер; пейзажный снимок должен выразительно передавать и ширь полей, и сумрак леса, и высокое небо с плывущими по нему легкими облаками; репортажный снимок должен быть насыщен действием, движением и т. д.

Но, очевидно, для достижения этих целей получения только чисто внешнего сходства фотоизображения и снимаемого объекта еще мало. И действительно, достижение внешнего сходства - необходимое условие создания хорошего снимка, но оно еще не обеспечивает получения интересной и художественной фотокартины. Одним из самых важных достоинств снимка являются его жизненная правдивость, выразительность, живость изображения, связанные с умением верно и убедительно передать сущность происходящего события, характер снимаемого человека, настроение пейзажа, особенности архитектурных форм воспроизводимого здания и т. п. Эти "сущность", "характер", "настроение", "особенности" и пр. могут быть выражены и подчеркнуты на снимке при соответствующем выборе точки съемки и ракурса.

Предположим, что фотографу необходимо снять новую улицу города, только что застроенную отличными зданиями, засаженную деревьями и пр. Если съемка такого объекта ведется с одной стороны улицы на противоположную, то все поле зрения объектива, по существу, перекрывается зданием, стоящим прямо перед фотоаппаратом.

Таким образом, в видоискателе аппарата мы видим лишь отдельное здание со всеми его архитектурными деталями, но не улицу, как хотели поначалу.

Изменим направление съемки - направим объектив фотоаппарата в глубь улицы. Теперь мы видим в видоискателе ряды зданий справа и слева, уходящие в глубь линии, т.е. перспективу улицы, что и соответствует поставленной задаче.

Так переменой направления съемки мы достигаем иного изобразительного результата.

Итак, использование выразительных возможностей точки съемки и ракурса может помочь и помогает решению стоящих перед фотографом смысловых и изобразительных задач.

П
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание документа. Заголовок согласуется с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать на вопросы: о чем (о ком), например: Приказ о создании аттестационной комиссии
Заголовок к тексту включает краткое содержание документа. Заголовок согласуется с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать...

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconII. Содержание курса Темы и разделы курса, их краткое содержание
Основные категории эстетики античности. «Гармония», «мера», «Калокагатия». Сократ, Платон и Аристотель о природе прекрасного. Теория...

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание по поэме "Цыганы"

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание по поэме "Кавказский пленник"

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание по поэме "Бахчисарайский фонтан"

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание Время, (чч: мм) Объём файла, Мб

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание по повести "Барышня-крестьянка"

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconКраткое содержание по трагедии "Моцарт и Сальери"

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconОсобенности конкуренции в туристической индустрии
...

Доклад на защите диплома Краткое содержание iconДокументы
1. /Краткое содержание средневековой литературы.txt

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы