М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние icon

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние




Скачать 442.93 Kb.
НазваниеМ. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Дата конвертации13.02.2013
Размер442.93 Kb.
ТипАнкета
источник


Приложение №5

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета


Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые спра­ведливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!


^ Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы ис­ключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество бал­лов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.



Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений




1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0





0

к)

5







Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется ито­говый уровень мотивации учения.

Таблица 8



Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14


Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо­мент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается коли­чество выборов ими каждого мотива, а затем определяется про­центное соотношение между ними.



Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эф­фективности образовательного процесса на данном этапе тестиро­вания осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

^ Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-го класса)

Анкета

Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержатель-
ным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена
полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

Ill

7. Самое интересное на уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение новой темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е) общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и(или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),
я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!


^ Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I ди­агностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обла­дает определенным количеством баллов в зависимости от того, ка­кой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

^ Ключ для показателей I, II, III мотивации


Учебный мотив — 5 баллов.


Таблица 10

Номера предложе-

Варианты ответов

Показатели

ний и баллы, им

а

б

в

г

д

е

ж

3

мотиваций

соответствующие




























1

2

5

4

3

5

0

-




I

2

0

0

0

5

3

4

3

4




3

2

5

2

4

5

3

-

-




4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-






6

3

5

5

3

0

1

-

-




7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-




9

3

1

3

3

0

5

-

-






Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показате­ли I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уро­вень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

^ Таблица 11

Оценочная таблица



Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уров­ня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

до 3

до 17

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, на­сколько сильным для школьника является личностный смысл обу­чения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ дан­ных по каждому из этих показателей мотивации позволит руково­дителям образовательного учреждения, учителям, школьному пси­хологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие кор-рекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотива­ции на познавательную или социальную сферы, то при поэле­ментном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выбор­ке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходи­мо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотно­шение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мо­тив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.


Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характе­ризуют следующий показатель мотивации — стремление подрост­ка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позво­ляют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (пред­ложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью по­лярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению ус­пеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.


Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждо­го предложения, то возможные суммы баллов за каждое предло­жение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю моти­вации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; —10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из дан­ных показателей:

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преоб­ладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (по­казатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выра­жены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учеб­ные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

—20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопуще­нию неудач в учебных действиях и его преобладании над стрем­лением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой ак­тивности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного про­цесса на данном этапе тестирования осуществляется по следую­щим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

— количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения мож­но говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонен­тов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

  • количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также коли­чество учащихся, у которых понимание личностного смысла от­сутствует (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преоблада­нием внешних мотивов учения (определяется процентное соот­ношение между ними);

  • количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у кото­рых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество подростков, активно реализующих учебные мо­тивы в собственном поведении, и количество учащихся, у кото­рых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (оп­ределяется процентное соотношение между ними).

^ Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

(для учащихся 8-9-го класса)

Анкета

Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, кото­рые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

в) доставлять пользу людям;

г) обучение.

5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была
полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

Ill

7. Самое интересное на уроке — это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) ничто меня не отвлекает;

б) они несложные;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и(или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание получать знания;

е) общение.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня)
я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи
сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

^ Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Од­нако количество баллов по номерам предложений будет отли­чаться от предыдущего (табл. 14, 15).

^ Таблица 14

Ключ для показателей I, II, III мотивации



Номера предло-

жений и баллы, им соответст-

вующие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5


Таблица 15



Уровень мотива­ции

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня моти­вации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29-3

V

до 14

до 8

ДО 6

до 28





Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с ито­говыми уровнями школьников 7-х классов.

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мо­тив.


Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).


^ Методика изучения мотивации обучения старшеклассников

(для учащихся 10-11-го класса)


Анкета

Дата Ф.И. Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

Обучение в школе и знания необходимы мне для... дальнейшей жизни;

поступления в вуз, продолжения образования; саморазвития, совершенствования; будущей профессии;

обретения места в обществе (вообще в жизни); создания карьеры;

получения стартовой квалификации и устройства на работу. Я бы не учился, если бы... не было школы; не было необходимости в этом;

не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь; не чувствовал, что это необходимо; не думал о том, что будет дальше. Мне нравится, когда меня хвалят за... знания;

успехи в учебе;

хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу; способности и ум; трудолюбие и работоспособность; хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе че-
ловечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного
материала;

г) выбрать для себя необходимое знание;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в смысл;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь выполнить все аккуратно;

г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д) стараюсь выполнить ее побыстрей.

Ill

7. Самое интересное на уроке — это...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отличную отметку;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне необходим;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они несложные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) это мне потребуется;

г) это требует усердия;

д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание мне интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) конкуренция и мысли о получении аттестата;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном
вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания мной темы;

г) моего везения;

д) моего добросовестного отношения к учебе;

е) моего таланта или способностей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения и самочувствия;

б) понимания мной учебного материала;

в) моего везения;

г) активной подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к речи учителя.

14. Я буду активным на уроке, если (так как)...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) твердо уверен в своих знаниях;

е) мне иногда так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),
то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи,
сделанные на уроке.

VI

16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаб-
лону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!


^ Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I ди­агностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II мето­дики и характеризуют другой показатель мотивации — способ­ность к целеполаганию.

Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) ука­зывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков об­ладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

^ Таблица 18

Ключ для показателей I, II, III мотивации



Номера

Варианты ответов

Показатели

предложе­ний и баллы, им соответ­ствующие

а

б

в

г

Д

е

ж

3

мотивации

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-




3

5

2

3

3

5

2

-







4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-




6

5

1

0

3

3

-

-

-




7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

8

3

3

2

5

0

1

-

-




9

0

3

3

5

3

1

3

5





Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изу­чения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).



Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

III

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

до 7

до 8

до 29



Таблица 19


I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации;

  2. сниженный уровень мотивации;

V — низкий уровень учебной мотивации.

^ Таблица 20

Выявление ведущих мотивов у школьников 10-11-х классов



Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а)

П

П

В

б)

П

П

П

в)

У

О

П

г)

В

У

У

д)

У

В

П

е)

О

И

И

ж)

И

-

П

з)

-

-

У

Условные обозначения видов мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.


Ключ для показателей IV, V, VI мотивации



Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconР п. Евлашево состоялось методическое объединение учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации у младших школьников». С доклад
Мбоу сош р п. Евлашево состоялось методическое объединение учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации у младших школьников»....

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconУчебной мотивации школьников Методика предназначена для диагностики
Методика разработана Н. Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной, модифицированная с...

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconМетодика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе
М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного...

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconАналитическая справка по итогам изучения уровня тревожности и учебной мотивации учащихся начальных классов (14. 09 – 16. 12. 2011 учебный год)

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconМотивационная готовность
Какие же вопросы может задать психолог ребенку при определении преобладающей мотивации? Во-первых, следует выделить несколько типов...

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconПриказ №61 Об утверждении умк начальных классов при переходе на новые образовательные стандарты начального общего образования

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconИзучение мотивации учащихся в 2008/09 учебном году по моу асши
Методика изучения направленности на приобретение знаний Ильина Е. П., Курдюковой Н. А

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconОписание педагогического опыта учителя начальных классов 2 квалификационной категории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Курежской основной общеобразовательной школы Усенко Евгении Владимировны Год рождения
Квалификация: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconТема: «Структура урока, методика обучения в спаренной системе преподавания и при одновременных занятиях в зале 2-х и более классов»
«Структура урока, методика обучения в спаренной системе преподавания и при одновременных занятиях в зале 2-х и более классов»

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М] Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние iconСарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов
Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы