Педагогические ситуации icon

Педагогические ситуации




Скачать 122.48 Kb.
НазваниеПедагогические ситуации
Дата конвертации04.10.2013
Размер122.48 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /attestatsia_na_sootvetstvie/аттестационный лист на соответствие занимаемой должности.docx
2. /attestatsia_na_sootvetstvie/банк заданий для воспитателей.docx
3. /attestatsia_na_sootvetstvie/банк заданий для учителей.doc
4. /attestatsia_na_sootvetstvie/выбор формы.docx
5. /attestatsia_na_sootvetstvie/оформление итогов самооценки.docx
6. /attestatsia_na_sootvetstvie/представление работодателя.doc
7. /attestatsia_na_sootvetstvie/самооценка профессиональной деятельности педагога.docx
8. /attestatsia_na_sootvetstvie/согласие на обработку персональных данных.doc
9. /attestatsia_na_sootvetstvie/список документов.doc
10. /attestatsia_na_sootvetstvie/таблица для подведения итогов самооценки профессиональной деятельности учителя.docx
11. /attestatsia_na_sootvetstvie/уведомление педагогическому работнику.doc
Приложение №5 к приказу минобразования
Педагогические ситуации
1. Обучающийся учится плохо, на уроках не работает, на замечания и призывы учиться, слушать педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет и стану юристом, у моего дяди в городе большие связи»
Должность, место работы
Среднее арифметическое по каждой компетенции (Ф. И. О. учителя оу)
Для аттестации на соответствие занимаемой должности
Самооценка профессиональной деятельности педагога (Второй вариант – использование дискретной шкалы)
Председателю аттестационной комиссии министерства общего и профессионального
Диплом об образовании
Таблица для подведения итогов самооценки профессиональной деятельности и подсчетов показателей (в аттестационную комиссию предоставлять не надо)
Уведомление педагогическому работнику



Педагогические ситуации

Ситуация 1.

У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.

Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”

Ситуация 2.

На занятии по ИЗО девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.

Вопрос: “Что ответить девочке?”

Ситуация 3.

Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.

Вопрос: “Как разрядить обстановку?”

Ситуация 4.

Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, - огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.

Вопрос: “Вмешаться ли?”

Ситуация 5.

В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, муз.руководителя не помогают.

Как поступить воспитателю?

Ситуация 6.

Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?

Ситуация 7.

Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1. Как должен поступить воспитатель?

  1. Сделать замечание детям.

  2. Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2. Как бы вы поступили?

Ситуация 8.

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы:

  1. Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?

  2. Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
    группе?


Ситуация 9.

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  1. Я буду врачом, — кричала Наташа.

  2. А я- бортмехаником! — сказала Саша.

  3. Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

  4. Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

  5. А я первый сказал!

  6. Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.


Ситуация 10.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Ситуация 11.

Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?

  2. Дайте оценку действиям «волка».

  3. Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего
    данную ситуацию?



Ситуация 12.

Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Арктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др.

Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила: «Так не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят». Затем капитан дает указание вертолетчикам обследовать маршрут. Летчики вылетают и поддерживают связь с радистом на ледоколе.

Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню. Капитан поздравляет всех с победой и т. д.

Вопросы:

1. Определите возраст играющих детей.

2. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности детей данной группы ДОУ.


Ситуация 13.

Две девочки (им по 5 лет) никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.

  1. Я хочу!

  2. И я хочу! — спорят они.

  3. Двух мам не бывает,— говорит одна из них.

  4. Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.

  1. Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.

  1. Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:

Можно, я буду твоей дочкой? Ты будешь со мной гулять, водить меня в
детский сад... Мы будем жить по соседству с куклой Наташей, я буду дружитьс ней, ходить к ней в гости.


Конфликт разрешен. Обе девочки с интересом играют рядом.


Ситуация 14.

Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где Вероника (5 лет) «учит» своих учениц — кукол. «Учительница» возмущена вторжением автобуса. Оба сердятся:

— Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!

— Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейка проходит!
И быть бы рукопашной, не вмешайся взрослый в нарастающий конфликт.

— Товарищ шофер,— обращается мама к зачинщику ссоры, — я диспетчер
и потому должен сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут в объезд.

Чем можно объяснить успех в разрешении описанных конфликтных ситуаций? Проанализируйте прием взрослого, благодаря которому удалось сохранить игровой замысел детей в первом и втором случаях. Как вы стараетесь разрешать детские конфликты, если они возникают в процессе игр?

Ребенок легко подчиняется правилу, вытекающему по ходу игры. Вот почему, когда взрослый, тактично включаясь в игру, подсказывает детям новый ход игрового действия, позволяющий обойти конфликт, то они принимают его — и игра сохраняется. Прямое же вмешательство в большинстве случаев нарушает игру.

Ситуация 15.

Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

— Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить
вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

  1. Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

  2. И пить вино — это плохо,— добавляет Женя.

  1. Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...— говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:

  1. Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием. Прежде всего, надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Например, можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы папа был добрый, заботливый, а сын умный и послушный» Всегда следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят грубые слова), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.

Ситуация 16.

Десятимесячному малышу купили игрушку и положили ее в манеж – пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней. « Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако вскоре они убеждаются, что, несмотря на то что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими. Почему? Делают вывод: «Наш ребенок не любит играть» — и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой...

Кто же из родителей прав? Те, которые не считают нужным поиграть с малышом, или те, которые постоянно забавляют его? Надо ли учить ребенка играть? Как поступаете вы?

К сожалению, ни те, ни другие родители не правы. Здесь нужна золотая середина: надо, чтобы ребенок был заинтересован игрушкой. А это возможно тогда, когда он знает, как с ней играть. Поэтому, прежде чем дать игрушку, а тем более новую, надо ее обыграть с ребенком, показав ему, как действовать с ней.

Выберите время, подходящее для игры, когда ребенок накормлен, спокоен, когда в комнате тихо: он должен сосредоточиться на действии с игрушкой и на вашем показе. Назовите игрушку: это матрешка. Или: это палочка, а это колечко. Покажите действие с игрушкой, например как надеть колечко на палочку. Скажите: «Надену колечко!» Ваши слова мобилизуют внимание ребенка. Покажите два-три раза, как это делать.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием. Но не следует все время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.

Ситуация 17.

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".

"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?


Ситуация 18.

Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

Вопросы:

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?


Ситуация 19.

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

Какова должна быть реакция педагога?


Ситуация 20.

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет…

Как поступить воспитателю?


Ситуация 21.

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

Как должен поступить педагог?


Ситуация 22.

Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

Как должен отреагировать на это воспитатель?


Ситуация 23.

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

Как отреагировать в этом случае воспитателю?


Ситуация 24.


Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?


Ситуация 25.

Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением архитектуры города Ростова. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?


Ситуация 26.

Коля П. принес работу, выполненную дома вместе с мамой: «Сражение русского богатыря с драконом».

Дети с удовольствием рассматривали эту работу. До этого мы выполняли работы в технике пластилинографии отдельных предметов. А тут целый сюжет. Вопросов было много: кто этот человек, почему его назвали русским богатырем, зачем он сражается с драконом. И, когда, вроде бы интерес к картине пошел на спад, прозвучал вопрос: «А что если богатырь победит, Новый год не наступит?».

Чтобы ответили вы своим воспитанникам четырехлетнего возраста???

Я бы объясняла так: "человек самое разумное существо на планете, он не будет убивать дракона, а возьмёт его в плен. Богатырь полюбит дракона, будет о нём заботиться: кормить, поить, гулять водить. В ответ на внимание и ласку дракончик станет добрым, отзывчивым, весёлым и счастливым.

Богатырь победит дракона, от которого исходят ярость и злоба, но мы ведь с вами может иногда позволить себе сердиться, ссориться, но при этом прощаем друг друга. Может и нашему дракону не хватило воспитания, а богатырь после сражения посмотрит устало на него и скажет: Несчастный, наступает твой год, и ты такой величественный, сильный, упитанный, но такой не воспитанный. Что о тебе скажут дети?

Задумается дракон, устыдится и извинится за плохое поведение. Поверженный, но не озлобленный дракон больше не станет сражаться с теми, кто не желает ему зла и говорит добрые слова.

Я думаю, что все комментарии схожи в одном: Добро победило и перевоспитало символ наступающего года. С Новым Годом!


Заходим в раздевалку, собираемся на прогулку. У одного воспитателя ребёнок одевается сам, а у другого сидит и постоянно ждёт, когда его начнут одевать, уберут в шкаф тапки, достанут следующую вещь. Что делать? Как решить эту проблему?


Ситуация 27.

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?


Ситуация 28.

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?


Ситуация 29.

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?


Ситуация 30.

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?


Ситуация 31.

Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?

  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Педагогические ситуации iconПлан профилактической работы в школе на 2012-2013 уч г. Цель работы
Цель работы: оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические...

Педагогические ситуации iconИгровые педагогические технологии Понятие «игровые педагогические технологии»
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса...

Педагогические ситуации iconТеория и методика воспитания модуль 1 Процесс воспитания и его особенности
Основная задача: Усвоить теоретические знания о сущности, особенностях, принципах, содержании воспитания. Уметь анализировать педагогические...

Педагогические ситуации iconТеория и методика воспитания модуль 1 Процесс воспитания и его особенности
Основная задача: Усвоить теоретические знания о сущности, особенностях, принципах, содержании воспитания. Уметь анализировать педагогические...

Педагогические ситуации iconТеория и методика воспитания модуль 1 Процесс воспитания и его особенности
Основная задача: Усвоить теоретические знания о сущности, особенностях, принципах, содержании воспитания. Уметь анализировать педагогические...

Педагогические ситуации iconСодержание портфолио по Специальности «Социальная педагогика»
Психолого-педагогические подходы к пониманию сущности социализации. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходили практику,...

Педагогические ситуации iconАварийные ситуации в современной авиации
Кроме того, военные самолеты постоянно подвергаются опасности оказаться в аварийной ситуации в результате действий противника

Педагогические ситуации iconКонтрольная работа по дисциплине: Педагогические коммуникации тема: Анализ педагогической ситуации Студентка
Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности, возраста ребенка,...

Педагогические ситуации iconПедагогические взгяды квинтилиана квинтилиан
Будучи не только теоретиком, но и практиком, в обширном (12 книг) сочинении "О воспитании оратора" систематизировал и переработал...

Педагогические ситуации iconРегиональные педагогические чтения (заочные) информационное письмо
Гаоу дпо «Институт развития образования и социальных технологий» проводит региональные педагогические чтения (заочные) по теме: «Реализация...

Педагогические ситуации icon«Современные педагогические технологии воспитания и обучения в общественно активной школе»
Ачестве основных компонентов рассматриваются педагогические технологии и игровые технологии. Автор подчеркивает, что использование...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы