Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся icon

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся




Скачать 59.07 Kb.
НазваниеИнтерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся
Дата конвертации01.10.2013
Размер59.07 Kb.
ТипДокументы
источник

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся

Ушакова Ольга Валерьевна,

учитель химии МОУ СОШ № 2 г. Мичуринска Тамбовской области


С введением Стандартов нового поколения образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование надпредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков, к коим относится исследовательская компетенция.

В таких условиях ведущая цель учителя химии - формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами химии.

В нашем понимании, исследовательская компетенция – это совокупность

знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

На наш взгляд, сформировать составляющие всех компонентов указанной компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.

Информационно-коммуникационная технология нацелена на формирование у обучающихся информационно-коммуникационного компонента исследовательской компетенции со следующими составляющими:

  • самостоятельность в процессе познания и принятия решений;

  • мотивация, потребность к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

  • умение классифицировать, систематизировать материал;

  • навыки работы с программным обеспечением Microsoft Office;

  • работа с Интернет-ресурсами, общение посредством Интернет-ресурсов;

  • рефлексивные способности;

  • опыт интерактивного взаимодействия «человек – компьютер».

Основными направлениями использования средств ИКТ при изучении химии являются

  • материалы ЦОР, подразумевающие применение программ-тренажеров (демонстрационные опыты, в том числе разработанные самим учителем; учебные задания (готовые или созданные учителем); практические работы; анимационные модели; включение в учебный процесс мультимедиа-курсов по химии разных авторов);

  • мониторинг качества знаний, в том числе с использованием программы Microsoft Office Excel (проверка качества знаний по предмету с помощью ЦОР и тестов; использование «Электронных таблиц» для обработки цифровой информации по результатам контрольных работ; мониторинг результатов контрольных и практических работ; проведение предметного рейтинга по химии);

  • создание обучающимися и использование готовых мультимедийных презентаций Microsoft Office PowerPoint;

  • работа с Интернет-ресурсами в разных формах (поиск информации в ходе урока; поиск информации во внеурочной деятельности; Интернет-общение; создание собственных Интернет-ресурсов);

  • электронные Портфолио как средство распространения и популяризации опыта и наивысших достижений обучающихся по предмету;

  • элементы дистанционного обучения для всех воспитанников в форме консультационной линии научного общества учащихся и выполнения индивидуальных домашних заданий по предмету;

  • использование средств интерактивной доски.

Интерактивная доска (ИД), как известно, реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. На ней можно размещать разноплановую информацию (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).

Работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока и потратить его, в том числе, на решение проблемных вопросов.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

В образовательном процессе ИД удобно использовать

• как обычную доску для традиционной работы в классе;

• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия или во внеурочное время.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Какова роль интерактивной доки в процессе формирования исследовательской компетенции обучающихся?

Во-первых, ее удобно использовать для систематизации и структурирования информации, имеющейся или поступающей к обучающимся с помощью графических средств представления информации (ЛСМ, кластеров, таблиц), составление и заполнение которых в электронном виде ускоряет образовательный процесс.

Например, в ходе урока – творческой лаборатории по теме «Мыла» ЛСМ служит средством фиксирования задач (этапов) урока, обобщения получаемой в ходе решения проблемных вопросов информации и, как следствие, выполняет функцию краткого конспекта урока (рис. 1).

Во-вторых, ИД позволяет фиксировать результаты исследований, проводимых в ходе урока, в электронных таблицах и мобильно строить графики зависимости показателей от определенных факторов.

Например, при изучении темы «Радиоактивность» одним из рассматриваемых понятий является «период полураспада изотопов». Для формулирования определения указанного понятия предлагается провести эксперимент с монетами, результаты которого по группам удобно обобщать с помощью программы Microsoft Excel, сравнивая выведенную зависимость с имеющимися графиками периода полураспада конкретных изотопов.


Рис. 1 Логико-смысловая модель по теме «Мыла»


В-третьих, интерактивная доска позволяет использовать Интернет-ресурсы для быстрого получения недостающей теоретической или графической информации как в ходе урока, так и во внеурочной деятельности. Последнее особенно актуально при создании исследовательской работы.

В ходе урока данную форму удобно использовать, в частности, при поиске определения того или иного понятия или визуализации молекулярной и графической формулы конкретного вещества.

На уроках химии большое значение имеет химический эксперимент, служащий доказательством или опровержением выдвинутых гипотез. Зачастую проведение его затруднено отсутствием в образовательном учреждении необходимого оборудования и реактивов или условиями проведения (повышенное давление, высокие температуры, взрывоопасность и т.д.). В этом случае ИД служит средством моделирования данного процесса (цифровой формат опыта или анимационная модель). Последняя помогает понять невидимую структуру веществ и сущность процессов, протекающих между веществами (растворение веществ в воде; механизм образования химической связи; радиоактивный распад и т.д.).

Рефлексивные способности обучающихся формируются на стадии проверки качества знаний, при выполнении индивидуальных заданий с использованием ИД.

С помощью «Ростомера» (табл. 1) мы можем проследить динамику уровня сформированности ИК-компетенции обучающихся.

Таблица 1

Ростомер информационно-коммуникационной компетенции

обучающихся

Уровень

ИК-осведомленность

ИК-грамотность

ИК-компетентность

Краткая характеристика уровня

Владение элементарными навыками работы на компьютере.

Работа с Интернет-ресурсами на уровне поиска информации.

Слабо развитая рефлексия.

Создание презентаций, текстовых документов, буклетов под руководством учителя.

Использование цифровых ресурсов для образовательного процесса

Поиск и отбор информации в Интернете. Общение в Интернете.

Развитая рефлексия.

Свободное владение программным обеспечением Microsoft Office.

Активное самостоятельное изучение программного обеспечения для создания собственных ресурсов.

Высокий уровень рефлексии.


Опыт показывает, что информационно-коммуникационная технология служит надежным средством формирования одноименной компетенции обучающихся, являющейся важнейшим составным звеном в системе исследовательской компетенции. А уровень сформированности последней напрямую зависит от уровня навыков, образующих основу информационно-коммуникационной компетенции школьников.




Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconУдк 37. 01 Формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе выполнения практических работ по химии
Определения образовательной компетенции, предложенной А. В. Хуторским, рассмотрели исследовательскую компетенцию, как сложную систему...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconПлан работы школьной команды информатизации моу «Тюбукская сош №3» на 2010-2011 учебный год
Внутришкольный семинар Интерактивная доска как средство познавательной деятельности учащихся

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconПрограмма функционирования и развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Красная Горка «Модернизация как средство
...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconИспользование электронных изданий образовательного направления (эион) на уроках физики как средства формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся
Вузе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся icon«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации г. Волжска Республики Марий Эл

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconФормирование исследовательской компетенции/компетентности обучающихся средствами кружка «Юные химики»
Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconФормирование исследовательской компетенции обучающихся средствами предпрофильного курса «Химия вокруг нас»
Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconАпробация цоров и иумк, как средство формирования предметных и общепредметных компетентностей обучающихся и повышения профессиональной компетенции педагога
С октября 2005г в апробационных площадках в регионах реализации Проекта «Информатизация системы образования» осуществляется апробация...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconСистема работы на уроках русского языка в 5 – 9 классах по формированию навыков речевого этикета как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся
Система работы на уроках русского языка в 5 9 классах по формированию навыков речевого этикета как средство развития коммуникативной...

Интерактивная доска как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся iconПрограмма для распознавания графиков функций; раздаточный материал для выходного контроля
Оборудование урока: Мультимедийный проектор; интерактивная доска; маркерная доска с заданиями; песочные часы; игровой материал «Ситуация...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы