Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка icon

Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка




Скачать 286.83 Kb.
НазваниеПрограмма для основной школы «музыка» пояснительная записка
Дата конвертации30.11.2012
Размер286.83 Kb.
ТипПрограмма


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

«МУЗЫКА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа. Примерные программы по музыке для 5-7 и 8-9 классов разработаны на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, рассчитаны на пять лет обучения и являются ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

^ Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и требования к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

^ Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

^ Место предмета в Базисном учебном плане. В инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Искусство» представлена двумя образовательными компонентами: «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение данных предметов отводится 2 часа в неделю в 5-7 классах и 1 час – в 8-9 классах (общий объем 272 часа, из них на «Музыку» — 136 часов).

^ Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

Особое приоритетное значение на второй ступени обучения приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте.

В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.

Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

  • дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

  • выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

  • интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

  • предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных
навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временн′ых соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.

В основной школе сохраняется установка на развитие творческого начала у учащихся, дальнейшего становления интереса не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности.

В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.

Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.

Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.

При разработке авторских, рабочих учебных программ необходимо обратить особое внимание на то, что также как и в начальной школе обозначенные в примерной программе тематические разделы и подразделы следуют рассматривать не как отдельные учебные темы, изучение которых возможно последовательно, одна за другой, а как основополагающие сквозные учебные темы, разворачивающиеся на протяжении всех лет обучения в основной школе.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 5-7 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:

  • «Основы музыкальной культуры»,

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них — «Основы музыкальной культуры» — представлена в стандарте несколькими потемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые продолжают развитие тематизма начальной школы.

Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX — XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века» — выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.

В авторских, рабочих программах данную сквозную тему целесообразно представить в виде ряда конкретных учебных тем. Формулировки тем и их общее количество могут варьироваться в соответствии с той авторской концепцией, на основе которой создается учебная программа. Вместе с тем во всех авторских программах следует соблюдать заданную стандартом направленность рассмотрения учебного материала и придерживаться определенной логической последовательности выстраивания учебного материала данной темы на основе концентрического принципа.

Реализация концентрического принципа, также как и в начальной школе, предполагает постепенное все более полное и многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического «развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения ракурса ее освещения.

В качестве концептуального «ядра» данной темы выступают основополагающие представления о музыке как виде искусства. При этом в основной школе на новом обобщающем уровне раскрывается понятие «Интонация». Рассматриваются интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки, раскрывается широкое значение интонации как носителя смысла в музыке. Получают освещение такие понятия как «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».

В опоре на вышеобозначенные базовые знания осуществляется последующее рассмотрение данной проблемы. При этом логика выстраивания учебного материала выглядит следующим образом:

Первый концентр — изучение народного музыкального творчества, его связей с профессиональной композиторской музыкой на примерах русского и зарубежного классического искусства.

Второй концентр — изучение русской и зарубежной музыки от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода, предполагающего ознакомление учащихся с характерными особенностями различных музыкальных исторических стилей и проведение параллелей между творчеством отечественных и зарубежных композиторов.

Третий концентр — изучение отечественного и зарубежного музыкального искусства ХХ века в многообразии его стилевых направлений с широким привлечением не только образцов, в которых получают развитие классические традиции, но и музыки ярко выраженного новаторсскоо стиля, а также образцов современной популярной музыки.

Учебный материал в сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и других стран» — выстраивается в следующем виде.

Концептуальное «ядро» — это представления учащихся о богатстве и многообразии музыкальной жизни своей страны, выдающихся отечественных исполнителях и исполнительских коллективах, о всемирно известных музыкальных театрах России. Дальнейшее расширение и углубление учебного материала осуществляется путем обогащения полученных учащимися представлений о музыкальной жизни своей страны, а также других стран мира. При этом на всех этапах изучения предусматривается непосредственная связь уроков музыки с музыкальной жизнью школы, своего родного края, страны и мира в целом.

Логика выстраивания второй сквозной учебной темы — «Опыт музыкально-творческой деятельности» — не предполагает обособленного выделения конкретных учебных тем и предусматривает органическое включение опыта музыкально-творческой деятельности в каждую из представленных в программе учебных тем. В целом она выстраивается в материале учебной программы следующим образом.

В качестве концептуального «ядра» выступают первоначальный опыт музыкально-творческой деятельности и представления учащихся о различных видах музыкальной деятельности, способах их овладения, полученные ими в начальной школе. В основной школе они конкретизируются и обогащаются. Учащиеся получают более глубокие представления об основных видах исполнительской музыкальной деятельности, об импровизации и сочинении музыки; о разнообразии исполнительских составов, об искусстве исполнения музыки как искусстве интерпретации.

Обогащение опыта музыкально-творческой деятельности происходит во всех видах музыкальной деятельности. Оно осуществляется за счет расширения и усложнения предлагаемого учебного материала, расширения знаний о способах овладения тем или иным видов музыкальной деятельности, применения полученных знаний и умений в повседневной жизни (участия в школьных и внешкольных музыкальных мероприятиях, праздниках и др.).

При разработке авторских, рабочих программ для 5-7 классов необходимо учитывать, что учебное время, отводимое на изучение обозначенных сквозных учебных тем, распределяется следующим образом:

  • «Основы музыкальной культуры » (45 % учебного времени)

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности» (45% учебного времени).

При этом не менее 10 % учебного времени, отводимого на освоение учебного материала, остается в качестве резерва свободного учебного времени и может распределяться по усмотрению учителя.

Особое внимание разработчикам учебных программ по музыке необходимо уделить вопросу о распределении учебного времени между различными видами музыкальной деятельности. В отличие от начальной школы, в 5-7 классах предусматривается постепенное увеличение количества учебного времени, отводимого на слушание музыки. Однако слушание музыки и размышления о ней в своей совокупности не должны превышать 30% всего учебного времени. Не менее 30 % учебного времени должно отводиться вокально-хоровой работе. Остальное учебное время может быть распределено между различными видами музыкальной деятельности по усмотрению разработчиков программ.


В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 8-9 классов основной школы также выделяются две сквозные учебные темы:

  • «Музыка в формировании духовной культуры личности»,

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них — «Музыка в формировании духовной культуры личности» — сохраняется логика изложения учебного материала, принятая в программе 5-7 классов. Она предполагает реализацию на интонационной основе жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства. В 8—9 классах в этом ракурсе рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; претворение общественно-преобразующей и личностно-преобразующей функций искусства.

Вторая сквозная учебная тема — «Опыт музыкально-творческой деятельности выстраивается на тех же основаниях, что и в 5-7 классах.

При разработке авторских, рабочих программ для 8-9 классов необходимо учитывать, что учебное время, отводимое на изучение обозначенных тем, распределяется следующим образом:

  • «Музыка в формировании духовной культуры личности» (50 % учебного времени)

  • «Опыт музыкально-творческой деятельности» (40 % учебного времени).

При этом не менее 10 % учебного времени, отводимого на освоение учебного материала, остается в качестве резерва свободного учебного времени и может распределяться по усмотрению учителя.

Особое внимание разработчикам учебных программ по музыке необходимо уделить вопросу о распределении учебного времени между различными видами музыкальной деятельности. В 8-9 классах предусматривается дальнейшее увеличение количества учебного времени, отводимого на слушание музыки. При этом не менее 25 % учебного времени должно отводиться вокально-хоровой работе.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


^ Результаты обучения. Результаты усвоения содержания музыкального образования в У-У11 классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

V-VII классы (102 часа)


Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая специфическая особенность. Интонация как носитель выразительного смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Зависимость различных типов интонации от их семантических функций (изобразительные, выразительные) и эмоционально-образного строя (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.). Богатство и разнообразие музыкальных образов и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм, освоение которых началось в начальной школе (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо), и новых для учащихся форм (сюита, соната, симфония).

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество к

ак художественная самоценность. Общее и различное между музыкальным фольклором своего народа и других народов мира. Песенность, напевность как определяющий феномен русского народного пения, проявляющийся в искусстве распева тонов и импровизации.

Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Особенности различных исполнительских типов художественного общения, сложившихся в практике народного музицирования: «самообщение» («пение для себя»), сказительское общение (для аудитории), игровое общение (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное общение (при активной реакции публики).

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность (русская пляска, хороводы,полька, вальс, полонез и др.).

При формировании представлений о народном музыкальном творчестве накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, как составной части народного действия;

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;

  • исполнения русских народных песен и песен других народов мира;

  • распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном стиле;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки;

  • участия в народных праздниках.


Характерные черты русской и западноевропейской музыки. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной композиторской музыки эпохи Возрождения (на примере музыкальных произведений О. Лассо и Д. Палестрины). Вилланелла, мадригал, мотет как характерные жанры в музыке этой эпохи. Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы).

Влияние западноевропейской музыки на развитие отечественной духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII и XVIII веков. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом; с эмоционально-образным строем музыки, характерным для произведений Д.С. Бортнянского).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере музыкальных произведений И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта, Э. Грига); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн и др.), сонаты, симфонии, оперы, реквиема и др. Основная направленность драматургического развития в оперном искусстве на примере творчества западноевропейских композиторов XIX столетия: Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини.

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы ( на примере творчества М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.

Проблемы традиции и новаторства в образной сфере и в средствах музыкальной выразительности в современном искусстве, стилевого многообразия музыки ХХ столетия: импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др. (на примере произведений И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д, Шостаковича, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрина; Б. Бриттена, К. Дебюсси, К. Орфа, М. Равеля, А. Шенберга и др).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаза (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К.Бейси, Л. Утесов); спиричуэла, блюза. (Э,Фицжеральд); симфоджаза (Дж. Гершвин); творчества отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров); авторской песни (Б.Ш.Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич); мюзикла (Л.Бернстайн), рок-оперы (Э.-Л.Уэббер); рок-н-ролла (Э.Пресли); британского бита (Битлз), фолк-рока (Б.Дилон); хард-рока («Лед Зеппелин», «Дип Пёпл»); арт-рока («Пинк Флойд»); реггейя (Б.Марли), хеви-металл («Джудас Прист») и др.1


При формировании представлений о характерных чертах русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;

  • исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;

  • пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших широкое мировое признание;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

  • прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой;

  • выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.



Исполнение музыки как искусство интерпретации. Освоение основных видов исполнительства в собственной практической музыкальной деятельности: в пении, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-пластической деятельности, в музыкально-сценической деятельности.

Раскрытие выразительных возможностей различных певческих голосов: сопрано, дисканта, альта, тенора, баса и др. Сравнение академического и народного направлений в хоровом исполнительстве. Ознакомление с исполнительскими возможностями различных видов оркестров (симфонического, камерного, духового, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового), отдельных оркестровых групп и инструментов.

Сравнение трактовок одного и того же произведения различными исполнителями или исполнительскими коллективами.


При формировании представлений об исполнении музыки как искусстве интерпретации расширение и углубление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;

  • творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;

  • сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

  • создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • вокальной и инструментальной импровизации и сочинения музыки;

  • инсценировки народных песен;

  • создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;

  • выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощения.

  • создания музыкально-литературных композиций;

  • индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.


^ Представления о музыкальной жизни России и других стран.

Ознакомление с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей на основе прослушивания аудио- и видеозаписей: Ф. Шаляпина, Э.Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди; С. Рахманинова, С. Рихтера, Э.Гилельса, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина, А. Рубинштейна; Е.Мравинского, Е.Светланова, А.Свешникова, Г. фон. Караян, А. Тосканини; Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с содержанием и наиболее признанными участниками Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, С-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.


При формировании представлений о музыкальной жизни России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

  • создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

  • изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

  • использования информационно- коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

  • поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

  • приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.



^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

VIII-IX классы (68 часов)


Музыка в формировании духовной культуры личности.

Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие её особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки — на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции — на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции — на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции — на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремлением делиться этим познанием..

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в достижении комфортности душевного состояния человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развитие личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского); личности и общества (Л.ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.


При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

  • философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

  • сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

  • выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

  • осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;

  • обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;

  • становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

  • освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;

  • создания импровизации и сочинения музыки с использованием

  • информационно-коммуникационных технологий;

  • применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

^

В результате изучения музыки ученик должен:



знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;


уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

  • размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.1




1 При изучении своеобразия современной музыки учебный материал может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

1 Данный вид музыкально-творческой деятельности осуществляется на протяжении всего основного общего образования, однако особое значение он приобретает при проведении уроков искусства в УШ-1Х классах.


Похожие:

Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconИскусство основная школа пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство»
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2008 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconРабочая программа по музыке 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconОбразовательная программа основного общего образования пояснительная записка к основной образовательной программе мкоу «сош с. Прималкинского»
Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №34 Начальная школа Пояснительная записка
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconПрограмма по физической культуре пояснительная записка
Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 1 «В» класса общеобразовательной школы и направлена на реализацию...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconПрограмма по изобразительному искусству («Природа и художник») (Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В.) Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconПояснительная записка
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263 и программы: Программа курса информатики...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconПрограмма кружка по английскому языку "Занимательный английский" Лебедева Елена Николаевна учитель английского языка. Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся...
Программа для основной школы «музыка» пояснительная записка iconПрограмма «математика» (для четырёхлетней начальной школы) Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких I. Пояснительная записка
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы