Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет icon

Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет




НазваниеБарнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет
страница1/67
Дата конвертации28.09.2012
Размер7.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67
1. /Мельников_Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.docБарнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет


По благословению

высокопреосвященнейшего Алимпия

митрополита московского и всея Руси


БАРНАУЛЬСКАЯ ОБЩИНА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ф.Е. МЕЛЬНИКОВ


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ

(СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ)

ЦЕРКВИ


­


Издательство БГПУ

Барнаул 1999


ББК

86.372.242

М 482


Издание подготовлено при поддержке о. Леонида (Гусева), настоятеля Покровского Кафедрального собора Рогожского Кладбища в Москве и священноиерея Николы (Думнова), настоятеля Покровского храма РПСЦ Барнаульской старообрядческой общины.


Ф.Е.Мельников


М 482 Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Изд-во БГПУ, 1999. – 505 с.


В книге выдающегося старообрядческого писателя и полемиста Ф.Е. Мельникова (1874–1960) представлен обширный материал по истории старообрядчества с XVII века по 1917 г.

Настоящий труд охватывает широчайший спектр вопросов, представляющих интерес как для исследователей, так и для всех, интересующихся духовной историей России.


ISBN 5-88210-012-7


 Издательство БГПУ, 1999. ЛР 000345

Баумтрог В.Э., Куц И.А., оформление.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая 14

РАСКОЛ 14

РУССКОЙ ЦЕРКВИ 14

ВСТУПЛЕНИЕ 15

ПАТРИАРХ НИКОН 19

ИСПРАВЛЕНИЕ БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ 22

ПОГРЕШНОСТИ НОВЫХ КНИГ 26

Проклятия на древние церковные предания 34

ПРОТИВНИКИ И ОБЛИЧИТЕЛИ НИКОНА 39

СТРАДАЛЬЦЫ И МУЧЕНИКИ ЗА СВЯТУЮ ВЕРУ 42

БЕГСТВО НИКОНА ИЗ МОСКВЫ И СУД НАД НИМ 47

СУД НАД РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ 1666–1667 53

АНТИКАНОНИЧЕСКИЙ И ЕРЕТИЧЕСКИЙ СОБОР 57

ДВОЕПЕРСТИЕ ИЛИ ТРОЕПЕРСТИЕ 61

ГОНЕНИЕ НА КРЕСТ ХРИСТОВ 72

НОВАЯ ЦЕРКОВЬ — НИКОНОПЕТРОВСКАЯ 83

(Новые догматы новой церкви) 83

НАДЕЖДЫ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ 96

ГОНЕНИЯ НА ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН 99

ПРЕНИЕ О ВЕРЕ 104

БЕГСТВО ЦЕРКВИ В ПУСТЫНИ И ЛЕСА 109

НЕПРЕРЫВНЫЕ ГОНЕНИЯ 113

ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 116

РАЗДЕЛЕНИЕ В СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ 121

БЕСПОПОВСТВО 124

ЗАРУБЕЖНЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ 126

ДУХОВНЫЕ ЦЕНТРЫ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РОССИИ 129

ВЫГОВСКАЯ ПУСТЫНЯ 137

ЕДИНОВЕРИЕ 144

Часть вторая 155

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ 155

ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА 155

НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА 161

ИЕРАРХИЯ С ВОСТОКА И КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ 177

БЕЛОКРИНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ 187

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ЧИНОПРИЕМЕ 192

ЕПИСКОПА 192

ПЕРВЫЙ БЕЛОКРИНИЦКИЙ СВЯТИТЕЛЬ — 200

МИТРОПОЛИТ АМВРОСИЙ 200

ТОРЖЕСТВО ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 212

ПУТЬ СТРАДАНИЙ 229

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ В РОССИИ 238

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ 254

РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ В МОСКВЕ 267

БЕЛОКРИНИЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ 279

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЕПАРХИИ 312

НОВЫЕ ЕРЕСИ НОВОЙ ЦЕРКВИ 323

РАЗДОРЫ В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ 342

ОТСТУПНИЧЕСТВО ОТ ЦЕРКВИ 358

В ПРЕДДВЕРИИ СВОБОДЫ 367

ЗАМЫСЛЫ УНИЧТОЖИТЬ СТАРООБРЯДЧЕСКУЮ ИЕРАРХИЮ 379

ХОДАТАЙСТВА СТАРООБРЯДЦЕВ 387

РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРОТЕРПИМОСТЬ 397

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 406

ЗОЛОТОЙ ВЕК СТАРООБРЯДЧЕСТВА 407

ЗОЛОТОЙ ПЕРИОД 407

ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО 427

КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ 436

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 446

БОГОСЛУЖЕНИЕ И ИКОНОГРАФИЯ. ЦЕРКОВНОЕ ЧТЕНИЕ И ПЕНИЕ 453

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ 470

НАЧЕТНИЧЕСТВО, МИССИОНЕРСТВО, БРАТСТВА 482

ЛИТЕРАТУРА И ИЗДАТЕЛЬСТВО 496

ОБЪЕДИНЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА 509

НА СТАРУЮ ДОРОГУ 525

ЖИЗНЬ И ФАКТЫ НА МЕСТАХ 540



Ф.Е.МЕЛЬНИКОВ И ЕГО "КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ (СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ"


Судьба книги, которую вы держите в руках, как и судьба ее автора, необычна. Необычна прежде всего потому, что несмотря на широчайшую известность в старообрядчестве, как в прошлом, так и в настоящем, имени ее создателя, Федора Евфимьевича Мельникова, она в настоящее время увидела свет впервые - впервые после того, как рукопись"Истории" в ее машинописном варианте была передана в московскую митропо-лию из румынской, где сей основательный труд хранился послесмерти автора. В 1996 г. благословением о. Леонида (Гусева), нас-тоятеля Покровского собора, что на Рогожском Кладбище в Москвакопия этой рукописи была привезена в Барнаул, где и началась ра-бота по подготовке ее к печати (1).

Федор Евфимьевич Мельников родился он в 1874 г. в г. Новозыбкове (в настоящее время это город в Брянской области ), который в прошлом являлся одной из слобод знаменитого Стародубья, крупнейшего старообрядческого центра. Отец его, священник о. Евфимий, пользовался в Стародубье известностью как один из самых начитанных и деятельных пастырей, трудами и усилиями которого многие беглопоповские общины были присоединены к старообрядческой Церкви. Благодаря своему отцу, друзьями и единомышленниками которого были замечательные личности, авторитетные не только в старообрядческой среде,такие как Ксенос, автор полемических, догматических и исторических сочинений о старообрядчестве, Федор и его старший брат Василий еще в юности получили "предварительные познания" из святоотеческой ибогословской литературы по многим вопросам староверия. Полученные с детства серьезные знания, а также обще-ние со священноиноком, будущим епископом, Арсением (О.В.Швецовым) позволили Федору уже с юных лет встать на путь начетничества и в спорах с миссионерами никонианской церкви отстаивать правоту старой веры.Многие годы его соратником в этом святом деле был брат Василий."Сражения" с миссионерами проходили сначала в родном Новозыбкове,а затем и в других приходах Стародубья, где рядом с братьями Мельниковымивстал еще один ученик владыки Арсения – Иван Усов, впоследствииепископ Иннокентий. Как позднее напишет Федор Евфимьевич, "этимстародубским трио были сведены на нет все усилия совращать ста-рообрядцев". Вскоре их начетническая деятельность распространи-лась далеко за пределы Стародубья: образованных юношей стали приглашатьдля бесед с миссионерами на Кавказ, в Бессарабию, в Москву.

С Москвой как ведущим центром российского старообрядчес-тва связан основной и, пожалуй, наиболее яркий период дея-тельности и творчества Федора Мельникова. Именно в Москве, в этойдревней русской столице, во всю мощь проявились его организаторскиеспособности, писательский талант и заряд духовной энергии, позво-лявший ему браться за многое и многое совершать. Он был соз-вучен эпохе, о которой сам же писал: "Это была...эпоха творчес-кая, своеобразно-стильная, торжествующая". В этот период культурная жизнькипела в столице, где, перефразируя И.С.Аксакова, можно сказать, свободнообщались мысль и слово - и в стороне от ярких событий рубежа XIX - XX вв.не могли оказаться старообрядцы, воплотившие "дух русского наро-да" (как некогда заметил другой славянофил, А.С.Хомяков), которые благо-даря особенности своего мироовосприятия одинаково целостно ощущали нетолько древние предания, но и "живую реальность", как писал В.В.Розанов,современник Ф.Е.Мельникова. В Москве Федор Мельников, не оставляя начетничества, занялсяактивной общественной деятельностью. Особенно многогранной онастала в период от Указа о началах веротерпимости, обнародованногов апреле 1905 г., до осени 1917 г. - "золотой период старооб-рядчества", как определил его сам Федор Евфимьевич. Постоянноесотрудничество в многочисленных старообрядческих периодическихизданиях, членство в Союзе старообрядческих начетчиков, должностьпредседателя начетнической комиссии при московском Братстве Честнагои Животворящего Креста, секретаря Совета общины Рогожского Клад-бища, кроме того, работа над созданием ряда сочинений, книг - вот далеконе полный круг деятельности Ф.Е.Мельникова. Не случайно еще прижизни он был известен как "апостол Белокриницкой иерархии" - та-кие слова из уст "противника", миссионера никонианской церкви,-похвала, и похвала серьезная.

В последнее десятилетие до переворота 1917 г. Ф. Мельниковутакже пришлось много ездить по стране. Дорога привела его в Сибирь,давно известную людьми сильного и вольнолюбивого характе-ра, "строгого темперамента", среди которых немалую долю составлялистарообрядцы. Потрудился Мельников и на Алтае. Так, в мае 1903 г.вместе с другим защитником древлеправославия, В.Т. Зеленковым, онпровел ряд бесед с миссионерами. Замечательно, что после них от-дельные "последователи никонианства" высказали откровенную симпатиюпо отношению к старообрядчеству. Это можно было считать очереднымпоражением никониан в давнем споре. Не менее "разгромные" для нихбеседы провел Ф.Е. Мельников на Алтае и в 1906 г.

Постоянно возвращаясь в Москву из своих поездок, Мельни-ков и там не оставлял просветительской деятельности. Однако,отстраненный за свои выступления, направленные против вульгарно-го материализма, от должности директора старообрядческого Учи-тельского института, Мельников осенью 1918 г. вынужден был навсег-да оставить Москву и снова приехать в Барнаул. Здесь на очеред-ном съезде старообрядцев Томско-Алтайской епархии он выступил синициативой издания журнала "Сибирский старообрядец", цельюкоторого явилось бы "укрепление христианства и возрождение вели-кой, единой и независимой России". В программной статье "Задачижурнала" пророчески писалось: "Россия может и должна возродитьсятолько на религиозных основах и национальных началах. Без рели-гии, без национальных чувств, не может существовать ни один на-род в мире". Журнал практически в течение года, до своего вынуж-денного закрытия, был своеобразным медиатором, способствующим объеди-нению всех, кого заботили судьбы России, в том числе, и старооб-рядцев всех согласий.

Справедливо опасаясь преследований от вернувшихся к властибольшевиков, Федор Евфимьевич вынужден был уехать из Барнаула, чтобыскрыться в таежных скитах и на отдаленных заимках. Но и там онне оставлял писательской и издательской деятельности. Заочно при-говоренный к расстрелу томским губернским "нарсудом", через неко-торое время Мельников едет на Кавказ, а затем эмигрирует в Румы-нию, где он и упокоился в 1960 г. Как писал Ф.Е. Мельников, "всякая эпоха выдвигала своихдеятелей, которые для этого времени и родились или созданы". Этислова, относящиеся к одному из самых трагических и сложнейших вистории старообрядчества периодов - времени царствования НиколаяI, вполне можно отнести и к самому Мельникову. Он неоднократноуказывал в работе, что это лишь "краткая история" и обо всем в ней"говорится кратко", тем не менее, нет ни одного вопроса, касающего-ся как самого старообрядчества, так и его существования в поли-конфессиональных условиях, в контексте диалога культур, которыйбы Мельников обошел своим вниманием. На протяжении всей своеймноготрудной жизни он был не просто свидетелем, но и непременнымучастником многих событий, запечатленных им на страницах его"Истории". Возможно, это одна из самых последних завершенныхработ Федора Евфимьевича. Рукопись не датирована автором, но поотдельным высказываниям в сносках и главах можно предположить,что книга написана в период с к.1930-х до к.-40-х гг. Так, в главе "Бе-локриницкая митрополия" автор называет ряд соборов Белокриницкоймитрополиивторой половины 30-х гг., участником которых он был, изахват ее большевиками 30 июня 1940 г. Упоминает как "ныне здравствующего"5-го Славского епископа Савватия, как известно, упокоившегося неранее 1942 г. Указывает на Парижский съезд русских трудящихсяхристиан, как "прошедший в прошлом году", т.е. в 1939 г. Одной из верхнихдат можно считать 13 мая 1947 г., когда в печатном органе правительства Румынии был опубликован статут, в котором излагалась история старообрядчества, его вероучительные особен-ности. Документ был составлен самим Ф.Е. Мельниковым. Сказавшиеся на здоровье годы борьбы и лишений не смогли помешатьнеобходимости вновь и вновь браться за перо, а переживания из-за насилий, творимых безбожнымрежимом над Родиной и Церковью, возвращали его к написанному ранее.Писатель Ф.Е. Мельников стремился прежде всего показать, что труд и вера вторжество Церкви Христовой способны творить чудеса, что им не мо-гут противостоять никакие силы, какой бы видимой несокрушимостьюони ни обладали. Эту веру Ф.Е. Мельников пронес через всю своюжизнь, утверждая ее своей деятельностью и творчеством.

Наше время - время оскудения веры и любви, мельчания идеа-лов, мельчания личности. Личность же, чтобы раскрыть себя во всейполноте и силе, должна быть связана с Церковью. Именно эта чертабыла в полной мере присуща Ф.Е. Мельникову. Он не числился в цер-кви, он жил ею, и жил для нее. Как всякий старообрядец, осознаю-щий ответственность христианина, Мельников чувствовал себя частьюживого цельного церковного организма, объединяющего всех и вся.Безусловным пафосом книги является призыв к единению как предста-вителей господствующей церкви, так и различных течениий старове-рия. По мнению Ф. Мельникова, объединение - это не только деклара-тивный призыв, но глубоко осознанное, искреннее стремление сохра-нить древлеправославие во всей чистоте канонического и соборногоначал Церкви.


***


Структура "Истории" традиционна для апологетических сочине-ний старообрядцев, в которых авторы стремятся показать, что пол-нота истины Христовой была воспринята с крещением Руси. Она мог-ла быть окончательно разрушена "затейками" п. Никона, а затем не-законными решениями соборов 1666-1667 гг., но протест "столбовыхрусских людей", собирателей русского государства, первопро-ходцев российских окраин - старообрядцев - помешал этому произой-ти. Именно этим носителям "обаятельного образа святой Руси"уда-лось вынести жесточайшие преследования, ценой собственных страда-ний и жизней отстоять то, что составляет духовную сокровищницуПравославия, с которой оно пребудет до скончания века. Горячей верой ибесконечной надеждой на это пропитана буквально каждая страницакниги, написанной ярким, эмоциональным, образным языком.


***


Приподготовке текста к печати издатели стремились, насколько возможно, сохранитьнеповторимость авторского стиля. Кроме сложностей в расшифровке многих "слепых" страниц рукописи, где текст с трудом поддавался прочтению и приходилось буквально по контексту восстанавливать смысл напечатанного,трудность представлял вопрос "расшифровки" и транскрипции имен собственных,географических названий и терминов, современное написание которых, вероятно, от-отличается от известных Ф.Е. Мельникову. В отдельных местах текстбыл утрачен , т.к. обветшавшие страницы оригинала были разорваныили от них оторваны целые куски. В этих, как и в других местах,где не представлялось возможным безболезненно реконструировать авторскийтекст, в квадратных скобках сделаны отточия, в квадратные же скобки заключены и подобранные по контексту слова. В некоторых местахсделаны редакторские дополнения, хотя они не заменяют развернуто-го комментария, на который у издателей пока, к сожалению, не хватиловремени: хотелось донести книгу до читателя в максимально короткие сроки,особенно в связи с грядущими переменами.


Л.С. Дементьева,

Н.А. Струхин
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

Похожие:

Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconЯрославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Волгоградский государственный педагогический университет Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ран
«Ономастика Поволжья», которая состоится с 13 по 14 сентября 2012 года в г. Ярославле на базе факультета русской филологии и культуры...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconМ. Н. Липовецкий русский постмодернизм
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Уральский государственный педагогический университет
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconРусской православной церкви комитет по взаимодействию с казачеством
Руси кирилла в Православном институте святого Иоанна Богослова открывается Казачье отделение. Впервые в истории нашего Отечества...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconИнформация отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Православная культура Для
Российской Федерации от 02 августа 2009 года №Пр-2009, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года №вп-п44-4632...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconОкружное послание собора архиереев русской православной церкви за границей ко всем верным чадам русской православной церкви, в рассеянии сущим
Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (Иоан. IV,...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет icon1. Заключение о равноапостольном великом князе Владимире. Служение и подвиг святого благоверного князя на Святой Руси
Начало терпения в Русской Православной Церкви трудового пути в Русской Православной Церкви. Смута 1015-1026 годов на Руси. Убиение...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет icon1. Реорганизация церковного управления Русской Православной Церкви. Создание “Духовной коллегии”, или Святейшего Правительствующего Синода. Включение церковного управления в государственную систему петровской империи
Заключение о роли Петра I для Российского государства и Русской Православной Церкви. Династия псевдо-Романовых
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет
Кириллова андрея геннадьевича на тему «политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы)»...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный педагогический университет
Кириллова андрея геннадьевича на тему «политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы)»...
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Барнаульская община русской православной старообрядческой церкви министерсво образования российской федерации барнаульский государственный педагогический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы