Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности icon

Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности




Скачать 37.25 Kb.
НазваниеЕ. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности
Дата конвертации17.09.2012
Размер37.25 Kb.
ТипДокументы

Е.А.Тюгашев

КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ КАК ФОРМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ


В последнее время в государственном управлении значительное внимание уделяется разработке и принятию органами государственной власти различных концепций и доктрин – концепций внешней политики, национальной безопасности, военной доктрины, морской доктрины, доктрины информационной безопасности и т.п. Утверждаемые актами должностных лиц и органов государственной власти, эти документы применяются для долгосрочного регулирования государственной деятельности.

Многие концепции громоздки и представляют собой по сути объемные монографии или законченные проекты. Так, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (далее – просто Концепция) формулирует 25 неотложных, но в действительности довольно общих задач. Возникает впечатление, что руководствоваться данной Концепцией при решении конкретных национальных проблем не нужно и невозможно.

Сложившаяся практика разработки концепций ограничивает их содержание определенной формой. Концепция в ее минимальном варианте определяется как совокупность взглядов (или положений). Так, в преамбуле к комментируемой Концепции говорится, что она представляет собой “систему современных взглядов...” [1]. Некоторые концепции государственной политики определяют себя как систему представлений, как, например, “Основные положения (концепция) государственной политики развития местного самоуправления”.

Взгляд, представление – это акт созерцания, наблюдения. Положение – некоторое утверждение. В созерцании и наблюдении происходит отображение реальности, ее описание. Поэтому любая концепция содержит описательную часть, более или менее детально характеризующую некоторый объект. Так, комментируемая Концепия начинается разделом I “Современная ситуация...”. Поскольку описание объекта опирается на некоторые понятия, то во многих концепциях содержатся определения ряда используемых понятий. В комментируемой Концепции такие определения отсутствуют, но, скажем, Концепция государственной молодежной политики, Концепция демографической политики определяют себя как “систему определений...”.

В ряде концепий, но далеко не во всех, указывается, что концепция содержит не только взгляды. Так, комментируемая Концепция также утверждает, что она “представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности...”. В тексте Концепции имеется раздел II “Принципы...”, а приоритеты представлены в разделе III “Основные цели и задачи...”. Характеристика целей и задач содержится практически в любой концепции в виде отдельного раздела.

Практически все концепции определяют себя как совокупность взглядов, и только в части концепций указывается на то, что они содержат принципы, приоритеты (цели и задачи). Некоторые концепции таким содержанием и ограничиваются. Так, Концепция национальной безопасности в первых трех разделах описывает положение России в мире, национальные интересы и угрозы безопасности. В заключительном четвертом разделе излагаются задачи по обеспечению национальной безопасности.

Наличие регулятивной части в концепции не обязательно. Но ряд концепций (молодежной политики, миграционной политики и т.п.) определяют себя исключительно как прескриптивный, регулятивный документ, определяющий только принципы, цели, задачи, приоритеты и меры. Несмотря на это, они обязательно содержат описательную составляющую – о положении молодежи (тенденции и перспективы), оценка миграционной ситуации и перспектив ее развития т. д.

Какие же выводы можно сделать о жанре концепции? Концепция является регулирующим правовым документом, но содержащим, главным образом, информацию дескриптивного, описательного характера, то, что называют “совокупностью (системой) взглядов”. Это необходимая и основная часть любой концепции. Эти взгляды, как правило, носят характер оценок, которые затем конвертируются (но отнюдь не всегда) в цели, задачи, принципы. Это вторая часть концепции, факультативная, но чаще всего значительно превосходящая по объему констатирующую основную часть.

Вторая, факультативная часть концепции функционально носит второстепенный характер. Она должна быть ограничена по содержанию и вписана в изложение системы взглядов. В концепции должны излагаться только взгляды, а все остальное – в документах другого типа, например, в доктринах, которые развивают принятые концепции к конкретной сфере, как например доктрина информационной безопасности. Таким образом, на основе одной концепции следует разрабатывать несколько доктрин, а затем серию целевых комплексных программ и множество систем конкретных мер.

Концепция не может быть системой мер, так как. конкретные меры носят обычно ситуативный характер, а концепции рассчитаны на долгосрочный период. В Концепции нет смысла указывать конкретные федеральные органы исполнительной власти, так как номенклатура этих органов меняется при каждой смене правительства, т. е. не реже, чем раз в четыре года. Поэтому механизм реализации концепции едва ли может быть конкретно и точно предусмотрен. Следовательно, концепция не должна включать разделы программно-целевого характера, системы мер и описание механизма реализации. Эти разделы избыточны для любой концепции и должны включаться в другие официальные документы.

Литература

1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Национальные отношения. Отечественные и международные правовые документы. М., 1998. С. 41 –56

Похожие:

Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconЕ. А. Тюгашев Глобальные проблемы и поиски путей их разрешения: основные теоретические направления
Совокупность этих, казалось бы, давних и локально значимых проблем в настоящее время приобрела качественно новые черты. В отличие...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconИсследования наркотических средств: некоторые вопросы терминологии и реализации возможностей
Бугаев К. В. Опубликовано: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: ноу...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconИсследования наркотических средств: некоторые вопросы терминологии и реализации возможностей
Бугаев К. В. Опубликовано: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: ноу...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconE. А. Тюгашев (Новосибирск) Проблемы формирования личности инженера как профессионала-гума­ниста: философско-мето­до­ло­гический аспект. (Ульяновск, 23-24 сентября 1993 г.). Тезисы
Проблемы формирования личности инженера как профессионала-гума­ниста: философско-мето­до­ло­гический аспект. (Ульяновск, 23–24 сентября...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconЕ. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы
Тюгашев Е. А. Россия на перекрестке цивилизаций: крах концепции устойчивого развития // Реформа и политика. Тезисы докл и выступл...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconЛ. Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Тривола, 1995
Важно подчеркнуть, что речь идет именно о методе, ибо конкретная методика, по мысли Л. С. Выготского, может принимать разнообразные...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconЕ. А. Тюгашев Термин и концепт: диалектика формы и содержания
Соответственно, в прогрессивно развивающейся научно-исследовательской программе значение термина не может противоречить семантике...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconЮ. В. Попков, Е. А. Тюгашев методологические проблемы определения предмета социальной философии прошедшая в 2002–2004 гг на страницах журнала «Личность. Культура. Общество»
К. С. Пигров, В. Е. Кемеров, К. Х. Момджян, П. К. Гречко, В. Н. Шевченко, концептуального прорыва не произошло, и авторы ограничились...
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconАналитико-прогностическое обоснование «Программы развития»
Предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы
Е. А. Тюгашев концепции и доктрины как формы правотворчества: проблемы эффективности iconПроблемы определения биовозраста: сравнение эффективности методов линейной и нелинейной регрессии
Т. М. Смирнова, В. Н. Крутько, В. И. Донцов, А. А. Подколзин, А. Г. Мегреладзе, С. Е. Борисов, А. И. Комарницкий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы