Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране icon

Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране




Скачать 161.36 Kb.
НазваниеФедоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране
Дата конвертации12.09.2012
Размер161.36 Kb.
ТипДокументы

Федоров А.В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № 1. С.141-151.

Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № 1. С.141-151.


НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ АУДИТОРИЯ И НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ

А.В. Фёдоров

«Современные российские зрители смотрят фильмы в основном по видео, кабельному и эфирному телевидению. К экранному насилию, предлагаемому этими каналами, наиболее часто обращаются соответственно 51, 23 и 15 процентов юношей и девушек»

1. Негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на российскую молодёжь при практическом отсутствии официального контроля и педагогических рекомендаций, отмечается повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов XX века, на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия. Только за пять лет (1993-1998) было снято около 300 российских фильмов, «в которых набралось более 4000 сцен насилия и убийств»

2. Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков. В отличие от развитых западных стран, где есть государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетних от негативного воздействия сцен насилия на экране, в России до сих пор таких программ не существует.

Вот почему важно провести анализ ориентации и предпочтений российской несовершеннолетней аудитории (в возрасте до 18 лет) по отношению к экранным медиатекстам (в области кинематографа, телевидения, видео, компьютерных игр), причин и следствий контакта этой аудитории с экранным насилием на фоне современной российской социокультурной ситуации. Необходимо выяснить степень популярности у данной аудитории экранных медиатекстов, содержащих сцены насилия; выявить основные типы и черты характеров экранных персонажей, ею предпочитаемых; обнаружить факторы, привлекающие юных зрителей в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия, актёрская игра); определить факторы неприятия учащимися сцен насилия на экране, выяснить тип компании, в которой школьники предпочитают смотреть сцены насилия на экране, причины и следствия такого рода просмотров; узнать мнение данной аудитории относительно источников проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия в произведениях экранных искусств на преступность.

Анализ полученных результатов может помочь при составлении и обосновании типологии отношений школьников к насилию на экране, размышлениям о причинах и следствиях их контакта с произведениями экранных искусств, содержащих сцены насилия; разработке структуры прогностической модели государственной социокультурной, экологической (экология человека) политики в области регулирования отношений российской молодёжи с экранными текстами, содержащим сцены насилия.

Мы опросили 450 школьников (средние школы № 12, 27, 36, 37, 38 г. Таганрога) в трёх возрастных группах (7-8 лет, 12-13 лет и 16-17 лет, по 150 человек в каждой возрастной группе) по теме «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория».


^ I. Анализ результатов анкетирования по разделу № 1 «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране»


Кинопредпочтения учащихся

^ А) возрастная группа 7-8 лет

В пятёрку самых предпочитаемых младшими школьниками фильмов входят: «Король лев» (14,00%), «Терминатор» (12,67%), «Назад в будущее» (12,67%), «Рембо» (12,00%) и «Бриллиантовая рука» (8,00%). Как минимум, два наиболее предпочитаемых данной аудиторией фильма («Терминатор» и «Рембо») содержат целый «пакет» сцен с натуралистично изображённым насилием разного рода. К тому же оба эти фильма в США, например, демонстрировались с серьёзными возрастными ограничениями (R — несовершеннолетние до 17 лет допускаются на сеанс только в сопровождении родителей, или опекунов). Для российских детей 7-8 лет, как мы видим, никаких возрастных рейтинговых барьеров не существует.

Тендерная выборка по той же таблице несколько отличается от общих результатов. Выбор мальчиков более определённо сдвинут в сторону фильмов с жёсткими сценами насилия: первое и второе место делят «Терминатор» (20,73%) и «Рембо» (18,29%). Выбор девочек, более миролюбив — список их предпочтений с большим отрывом возглавляет мультфильм диснеевской студии «Король лев», за которым идут комедии «Бриллиантовая рука» и «Игрушка» плюс фантастическая лента «Назад в будущее» (каждую из этих картин предпочло 10,29% девочек).

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

Первая пятёрка предпочитаемых фильмов у подростков выглядит, естественно, иначе, чем у младших школьников: «Назад в будущее» (11,33%), «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%), «Король лев» (7,33%), «Терминатор» (6,67%). Как мы видим, мультфильм «Король лев» занял у подростков лишь четвёртое место, тогда как на первое место вышел фантастический блокбастер Р. Земекиса «Назад в будущее». В пятёрке «хитов» данной аудитории можно обнаружить три фильма, сюжет которых отчётливо связан с натуралистическим изображением таких сцен насилия, как убийство, терроризм, вооружённое нападение и т.п.: «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,57%).

У мальчиков этого возраста предпочтения сюжетов с откровенными сценами насилия выглядят ещё более отчётливо: «Бригада» (11,26%), «Терминатор» (8,45%), «Молчание ягнят» (8,45%), «Рембо» (7,04%)... Иными словами, первые четыре места занимают только фильмы, содер­жащие показ сцен жестокого на­силия.

Школьницы, как и следовало ожидать, менее ориентированы на «экранное насилие» в своих пред­почтениях. На первом и втором местах у них «Назад в будущее» (16,45%) и «Король лев» (13,92%). Но в то же время в первой пятёрке, тоже violent films: «Никита» (10,13%), «Бригада» (8,86%) и «Пятница, 13» (8,86%).

^ В) возрастная группа 16—17 лет

В десятку наиболее предпочи­таемых 16-17-летними учащими­ся фильмов вошло семь картин: «От заката до рассвета» (22,67%, тендерных различий нет), «Ники­та» (17,33%; 6,25% голосов юно­шей и 30,00% — девушек), «Ос­новной инстинкт» (16,67%; 13,75% голосов юношей и 20,00% — девушек), «Твин Пикс» (16,00%, без видимых тендерных различий), «Прирождённые убий­цы» (11,33%, без гендерных разли­чий в процентах голосов), «Од­нажды в Америке» (10,00% — без тендерных различий) и «Пятница, 13» (10,00%; 2,50% голосов маль­чиков и 16,57% — девочек). При этом именно насыщенные крова­выми сценами ленты — абсолют­ные лидеры по числу отданных го­лосов (лидер юношей — «От зака­та до рассвета» — 22,50% голосов. Лидер девушек — «Никита» — 30,00% голосов).

Зато, как и в предыдущих воз­растных группах, экранные произведения арт-хауса имеют мало поклонников.

В 1999 г. я проводил аналогичный опрос старшеклассников. Тогда первая тройка лидеров оказалась составленной из мелодрамы («Красотка») и двух комедий («Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»). При этом количество поклонников фильма Р. Родригеса «От заката до рассвета», представляющего собой пародийную смесь из жестокой гангстерской драмы и фильма ужасов, не превысило 17%, тогда как «Красотке» отдали предпочтение 26% тинэйджеров (правда, преимущественно — девушек).

В 2003 году популярность у учащихся старшего возраста постоянных «хитов» телерепертуара центральных каналов «Бриллиантовой руки» и «Джентльменов удачи» резко упала по сравнению с 1999 годом, что свидетельствует о существенной переориентации медийных предпочтений молодёжной аудитории.

^ Г) обобщённые результаты анкетирования учащихся трёх возрастных групп

В обобщённых результатах анкетирования 450 учащихся (233 респондента мужского пола, т.е. 51,78% и 217 — женского, т.е. 48,22%) пятёрка лидеров выглядит следующим образом: «Назад в будущее» (14,00%), «Никита» (10,89%), «От заката до рассвета» (9,33%), «Король лев» (8,44%), «Терминатор» (8,00%). При этом за «Назад в будущее» проголосовало на 4%, за «Никиту» — на 12%, а за «Короля льва» — на 10% больше респондентов женского пола, чем мужского. Зато у «Терминатора» на 10% больше поклонников среди школьников, чем среди школьниц.

Популярная в группе 12— 13-летних учащихся криминальная сага «Бригада» во «всевозрастном» балансе не набрала и 6% голосов, так как 7—8-летняя аудитория не заинтересовалась этим сериалом, сюжет которого, скорее всего, показался для младших школьников слишком «взрослым».

Тендерные различия проявились также в том, что 10,14% школьниц проголосовали за мирную мелодраматическую комедию Э. Рязанова «Ирония судьбы» (у школьников — всего 1,29% голосов), а 9,22% — как ни странно — за агрессивный триллер о кровавом маньяке «Пятница, 13» (у школьников — 3,43%). Школьники же выделили напичканные насилием боевики «Рембо» (10,73% против 1,38% у школьниц) и «Леон» (8,15% против 0,00% у школьниц). В любом случае в пятёрку любимых фильмов по обобщённым результатам голосования вошли три фильма («Никита», «От заката до рассвета», «Терминатор»), сюжеты которых практически полностью построены на сценах жестокого насилия (преимущественно показаны убийства и жестокие увечья). В целом фильмы со сценами насилия получили большее число голосов респондентов мужского пола.


^ Компьютерные игры, которые нравятся учащимся

А) возрастная группа 7—8 лет

В этой возрастной группе 16,00% школьников (14,63% маль­чиков и 17,65% девочек) по разным причинам не имеют возможности играть в компьютерные игры. Тог­да как у остальных наиболее попу­лярны такие игры, как «Tetris» (24,67%; мальчики — 25,61%, де­вочки — 23,53%), «Aladdin» (23,33%; мальчики — 17,07%, де­вочки - 30,88%) и «Doom» (8,00%; мальчики — 10,97%, девочки — 4,41%). Из тройки лидирующих игр только одна («Doom») постро­ена на перманентных сценах наси­лия, при этом у мальчиков она бо­лее чем в два раза популярнее, чем у девочек.

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

В этой группе не имеют досту­па к компьютерным играм 18,67% школьников (14,08% мальчиков и 22,78% девочек). Тройка лидирую­щих игр в целом выглядит так: «Tetris» (23,33%; мальчики — 14,08%, девочки - 31,64%), «Aladdin» (23,33%; мальчики — 19,72%, девочки - 26,58%) и «Tennis» (7,33%; мальчики — 8,45%, девочки — 6,33%). Итак, в целом в тройку лидеров не попали игры, построенные на интерак­тивном насилии. Однако у маль­чиков 3—4 места (с одинаковым показателем 9,86%) заняли агрес­сивные «Doom» и «Mortal Combat». Тенденция повышенной популярности violent games среди мальчиков сохраняется и в данной возрастной группе.


^ В) возрастная группа 16—17 лет

13,33% опрошенных данной возрастной группы (12,50% юно­шей и 14,28% девушек) заявили, что не имеют практической возможно­сти играть в компьютерные игры.

Как и в двух первых возраст­ных группах, на первом месте у оп­рошенных игра-мозаика «Тетрис», не содержащая сцен насилия (38,67% опрошенных — без сущест­венных различий по тендеру, в оп­росе 1999 года эта цифра была не­сколько больше — 44,65%), в то время как основанная на сценах на­силия игра «Doom» собрала почти в пять раз меньше поклонников (8,00%). Популярная в предыдущих возрастных группах вполне мирная игра «Aladdin» набрала 24,00% (тендерных различий нет) почитателей, т.е. практически столько же, сколь­ко и у 7-8-летних и 12-13-летних.

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

Обобщённые результаты в принципе совпадают с отдельны­ми. На первом месте у 450 опро­шенных учащихся мирные игры «Тетрис» (26,67% процентов опро­шенных) и «Aladdin» (23,55%). При этом и в том, и в другом случае го­лосов респондентов женского пола на 7% больше, чем мужского.

Затем идёт (без существенной тендерной разницы) куда более агрессивная по сюжету игра «Doom» (7,55%).

16,22% опрошенных всех воз­растных групп (13,73% респонден­тов мужского пола и 18,43% — женского) заявили, что не имеют практической возможности играть в компьютерные игры.

^ Страны-производители экранной продукции в фильмах, телепередачах, компьютерных играх, в которых, по мнению учащихся, содержится больше всего сцен насилия

A) возрастная группа 7—8 лет
Школьники этой возрастной группы в целом верно определили, в каких странах производятся фильмы, телепередачи и компью­терные игры, содержащие наи­большее число сцен насилия: США (42, 00%), Россия (17,33%), Япония (10,67%). При этом тен­дерная разница в данных ответах школьников минимальна.

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

Америка тоже указана школь­никами этой возрастной группы как главный поставщик экранной продукции, содержащей сцены насилия (30,67% опрошенных вы­вели её на первое место). На вто­ром месте опять Россия (28,00%). На третьем — Китай/Гонконг (14,00%), который в группе 7-8-летних занимал 4 место.

^ B) возрастная группа 16—17 лет

В отличие от предыдущих воз­растных групп главным производителем экранной продукции, содер­жащей сцены насилия, 16— 17-летние указали Россию (25,33% в целом, при 18,75% голосов юно­шей и 32,86% голосов девушек). На втором месте оказались США (22,67%). На третьем — Китай/Гон­конг (17,33%). В опросе 1999 года по этому показателю, по мнению старшеклассников, безоговорочно лидировали США. Думается, мне­ния опрошенных отражают в ос­новном наплыв российских сериа­лов на криминальную тему («Бри­гада», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и т.п.), случивший­ся за прошедшие три-четыре года.

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

Итак, на первое место по про­изводству фильмов, телепередач и компьютерных игр, содержащих наибольшее число сцен насилия, учащиеся поставили США (30,00%). Затем идут Россия (21,33%), Китай/Гонконг (12,00%) и Япония (10,00%). При этом тен­дерная разница в данных ответах не выглядит существенной.


^ Жанры фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, но мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия

А) возрастная группа 7—8 лет

Младшие школьники посчита­ли, что сцены насилия наиболее ча­сто содержатся в медиатекстах синтетических жанров (27,33%), action (14,00%) и триллерах (11,33%).

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

Подростки на первое место поставили детектив (22,67%). За ним — action (16,00%) и смесь жа­нров (14,00%). Впрочем, и триллер как жанр, содержащий сцены на­силия, указан 8,67% учащихся.

^ В) возрастная группа 16—17 лет

16—17-летние в целом непло­хо ориентируются в жанровом спектре экранного насилия: «хорроры» (22,67%), триллеры (22,00%) справедливо указывают­ся в качестве базовых для «экран­ного насилия».

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

В итоге главными жанрами экранного насилия учащиеся на­звали детектив (15,11%), синтез жанров (14,44%), триллер (14,00%), «хоррор» (11,33%) и action (экранный текст, основан­ный на действии, боевик) (11,11%). Тендерная разница, так­же не выглядит существенной.

^ Темы фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, по мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия

А) возрастная группа 7—8 лет

Младшие школьники посчи­тали, что наиболее часто показ сцен насилия связан с криминаль­ной (22,67%), мистической (12,67%) и психопатологической (10,67%) темами. Тендерная раз­ница проявилась в том, что маль­чики в большей мере, чем девоч­ки, выделили современную и при­ключенческую темы, в то время как девочки — психопатологичес­кую и спортивную.

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

Подростки на первое место также вывели криминальную тему (26,67%), однако за ней следуют молодёжная (12,67%), военная (9,33%) и политическая (9,33%) те­матика. Впрочем, психопатологи­ческая (8,67%) и мистическая (6,00%) темы также не забыты. Тен­дерная разница проявилась в том, что девочки в большей степени сде­лали акцент на психопатологичес­кой теме, а мальчики—на военной.

^ В) возрастная группа 16—17 лет

Опрошенные учащиеся этой возрастной группы на первые ме­ста поставили криминальную (27,33%), мистическую (14,67%) и психопатологическую (16,00%) те­мы. Криминальная тема заняла первое место и в опросе тинэйджеров 1999 года.

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

Респонденты всех возрастных групп на первые места поставили криминальную (26,00%), психопа­тологическую (12,67%; голосов опрошенных женского пола тут почти второе больше, чем мужско­го) и мистическую (11,33%) темы.


^ Фильмы со сценами насилия, главные герои которых нравятся учащимся

А) возрастная группа 7—8 лет

В пятёрку самых предпочитаемых.младшими школьниками пер­сонажей фильмов со сценами на­силия вошли герои «Терминатора» (18,67%), «Пятницы, 13» (13,33%), «Никиты» (12,67%), «Рембо» (12,00%). Это свидетельствует о том, что этой аудитории нравятся герои самых популярных у неё лент. «Терминатор» понравился 12,67% опрошенных, «Рембо» — 12,00%, «Никита» — 7,33%. Неко­торое расхождение наблюдается по «Пятнице, 13»: любимым его на­звали лишь 2,67% опрошенных, в то время как 13,33% пришёлся по душе её главный герой — серийный маньяк-убийца. Впрочем, осталь­ные любимые персонажи младших школьников также миролюбивыми не назовёшь: робот-убийца Терми­натор, безжалостная Никита, мус­кулистый спецназовец Рембо, уничтожающий на экране десятки людей...

Парадоксально, но тендерный анализ показывает, что агрессив­ный персонаж «Пятницы, 13» нра­вится больше девочкам (20,59%), чем мальчикам (7,32%). Зато впол­не логичным выглядит предпочте­ния мальчиками Терминатора (25,61% против 10,29% предпочтений девочек) и Рембо (18,29% против 4,41%), а девочками — женственной и красивой киллерши Никиты (20,59% против 6,10% предпочтений у мальчиков).

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

В этой возрастной группе спи­сок любимых персонажей выглядит так: Никита (23,33%; первое место этому персонажу обеспечил выбор девочек - 29,11%), Рембо (18,67%; сей персонаж попал на второе мес­то благодаря активному голосова­нию мальчиков — 22,53%) и Терми­натор (10,00%; при более активном голосовании мальчиков — 14,08%). Напомню, что «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,67%) также были в пятёрке самых любимых фильмов, названных подростками, однако их персонажи, как выяснилось, по­нравились подросткам ещё больше, чем сами картины.

^ В) возрастная группа 16—17 лет

Этой возрастной группе при­шлись по душе в основном глав­ные герои таких содержащих сце­ны насилия фильмов, как «Кри­минальное чтиво» (10,67%; без ощутимой тендерной разницы в голосах), «Основной инстинкт» (10,67%; юноши — 5,00%, девуш­ки — 17,14%), «Пятница, 13» (9,33%; юноши — 8,75%, девуш­ки - 10,00%), «Никита» (8,67%; юноши — 3,75%, девушки — 14,28%), «От заката до рассвета» (8,00%; юноши — 5,00%, девуш­ки — 11,43%), то есть так называе­мые отрицательные персонажи — мафиози, бандиты, убийцы, жес­токие садисты и т.п. Популярные у младших возрастов «Рембо» и «Терминатор» собрали тут в сред­нем от 3 до 6% поклонников.

В предпочтениях 16-17-лет­них есть существенная разница между понравившимся фильмом и его главным персонажем. Так, «От заката до рассвета» Р. Родригеса понравился 22,67% опрошенных, в то время как его главные герои-бандиты понравились 8,00% ауди­тории. Аналогичная ситуация воз­никает и с «Никитой»: его герои­ня-киллер понравилась 8,67% оп­рошенных, а сам фильм считают лучшим 17,33%.

Данные нашего опроса под­тверждаются и результатами анке­тирования 368 старшеклассников, проведённого К.А. Тарасовым3 в декабре 2000 года, в котором была зафиксирована идеализация пер­сонажа-злодея значительной груп­пой респондентов. Такого рода ге­рои нравились каждому четвёрто­му из опрошенных. А в так называ­емой группе риска (т. е. высокоак­тивных потребителей экранного насилия) такого рода респондентов было в три раза больше — 61%.. «Оказывается, опираясь на кине­матографические коды, многие зрители конструируют в своём со­знании фрагмент социального ми­ра, в котором происходит инверсия понятий положительного и отрица­тельного героя. Отсюда наказание отрицательного — по версии авто­ров фильма — героя вызывает не одобрение, а сожаление»4.

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

Суммарный итог по всем воз­растным группам относительно любимых персонажей фильмов, содержащих сцены насилия, вы­глядит так: Никита (14,89%; первое место этому персонажу обеспечил выбор респондентов женского по­ла - 21,20%), Рембо (12,44%; этот персонаж вышел на второе место благодаря поддержке респонден­тов мужского пола — 17,17%) и Терминатор (10,67%; при более ак­тивном голосовании респондентов мужского пола— 15,02%), т.е. пол­ное совпадение (при несколько ином процентном соотношении) с результатами опроса 12—13-летних подростков. Так или иначе, «кру­тые» персонажи, для которых убить человека, что муху прихлоп­нуть, нравятся, как минимум, каж­дому десятому из опрошенных уча­щихся.

^ Черты характера, которые нравятся учащимся в героях фильмов со сценами насилия

А) возрастная группа 7-8 лет.

Самыми популярными черта­ми полюбившихся младшим школьникам персонажей из violent films стали красота (17,33%), сила (10,67%), смелость (10,67%), ум (8,00%) и доброта (7,33%). При этом мальчики на первые места по­ставили силу (19,51%), смелость (19,51%), решительность (9,76%), ум (9,76%) и трудолюбие (7,32%), тогда как девочки — красоту (33,82%), находчивость (13,23%), доброту (13,23%) и оптимизм (7,35%). Такие, к примеру, черты ге­роев, как принципиальность, прав­дивость, отзывчивость и верность набрали совсем немного голосов (от одного до трёх процентов).

^ Б) возрастная группа 12—13 лет

В этой возрастной группе на первое место вышла также красо­та — 19,33% (и снова за счёт жен­ской части аудитории, треть кото­рой поставила на первое место именно эту черту). Далее следуют: смелость (14,67% — в основном за счёт голосов мальчиков) и сила (11,33% — тоже за счёт мужской ча­сти аудитории). Девочки отметили также такие черты персонажей, как доброта (10,13%) и верность (8,86%). Оказалось, что 12—13-лет­ние подростки гораздо меньше, чем 7-8-летние школьники, склонны выделять такие качества персона­жей, как ум (голосов ровно в два ра­за меньше). Да и трудолюбие также оказалось не в почёте (1,41% голо­сов мальчиков и 0,00% — девочек).

^ В) возрастная группа 16—17 лет

В качестве понравившихся черт характеров экранных героев были названы красота (всего 12,00%; юноши — 3,75%, девушки 21,43%), доброта (всего 10,67%; юноши — 6,25%, девушки — 15,71%), безза­ботность (всего 9,33%; юноши — 2,50%, девушки — 17,14%). Попу­лярные у младших возрастных групп такие черты главных персонажей, как решительность, сила и смелость набрали меньше сторонников (8,00%, 7,33% и 4,00% соответствен­но, при этом, конечно же, голосов юношей было гораздо больше — 13,75%, 12,50% и 6,25%).

Ум оказался не в почёте (2,67% голосов), впрочем, как и правди­вость (5,33%) с принципиальностью (2,00%). А трудолюбие вообще не нашло ни одного сторонника в дан­ной возрастной группе (0,00%).

В опросе 1999 года у тинэйджеров лидировали решительность, ум, сила, красота и смелость.

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

В обобщённом варианте глав­ной чертой характера понравив­шегося школьникам персонажа экранного текста с преобладанием эпизодов, изображающих наси­лие, стала красота 15,11% (за счёт 28,57% женской части аудитории). Далее идут: смелость (10,00% — в основном за счёт 16,31% голосов респондентов мужского пола) и сила (10,00% — тоже за счёт 17,60% мужской части аудитории).

Респонденты женского пола отметили также такие черты пер­сонажей, как доброта (12,90%; при общем проценте голосов 6,67%), беззаботность (8,75%; при общем проценте голосов — 5,55%) и вер­ность (5,53%; при общем процен­те голосов 4,67%).

Аутсайдерами у опрошенных школьников стали такие качества персонажей, как трудолюбие (1,55%; при 0,00% женских голосов), жестокость (0,44%) и цинизм (0,00%). Иначе говоря, выбирая своими фаворитами таких весьма жестоких персонажей, как Ники­та, Терминатор или Рембо, учащи­еся ценят в них, прежде всего, кра­соту, силу и смелость.

И опять-таки обобщённые ре­зультаты анкетирования наиболее близки к результатам анкетирова­ния подростковой аудитории.

^ Параметры, которыми учащиеся хотели бы походить на героев фильмов, содержащих изображение сцен насилия

А) возрастная группа 7-8 лет

На указанных выше персона­жей (среди которых, напомню, до­минируют убийцы (люди или ро­боты) младшие школьники хотели бы походить в манере одеваться (в целом 24,68%; мальчики — 15,85%, девочки — 35,29%), в по­ведении (в целом 19,33%; мальчи­ки - 26,83%, девочки - 10,29%), в профессии (в целом 15,33%; мальчики — 14,16%, девочки — 16,18%), в манере говорить (13,33%), в отношении к людям (13,33%) и во вкусах (11,33%).

Однако походить на убийцу в одежде и в манере говорить — од­но, а равняться на него в поведе­нии или в отношении к людям — уже совсем другое...

^ Б) возрастная группа 12-13 лет

Похожая картина наблюдается и у аудитории подростков. 23,33% (без особой тендерной разницы) хотят походить на персонажей в профессии, 16,67% — в манере го­ворить (здесь голосов у мальчиков ровно в два раза больше, чем у дево­чек), 16,67% — во взглядах на жизнь, 16,00% — в поведении (опять-таки без заметной тендер­ной разницы). Разве что желающих одеться так же, как персонаж филь­ма, стало гораздо меньше — 9,33%.

^ В) возрастная группа 16-17 лет

На вышеупомянутых героев 16-17-летние хотели бы походить во взглядах на жизнь (20,00%, в опросе 1999 года эта цифра была 19,76%), в поведении (19,33, в оп­росе 1999года — 12,32%), во вку­сах (15,33%), в профессии (13,33%), в отношении к людям (12,67%), в манере одеваться (11,33% — в основном это голоса девушек) и говорить (8,00%).

^ Г) обобщённые результаты ан­кетирования учащихся трёх возра­стных групп

18,22% (респондентов мужско­го пола здесь — 21,89%, женско­го — 14,28%) хотят походить на персонажей в поведении, 15,11 % — в манере одеваться (голосов школьниц тут ровно в два раза больше, чем голосов школьников), 15,11 % — в профессии (без сущест­венных тендерных различий), 13,78% — во взглядах на жизнь (без заметной тендерной разницы). Та­ким образом, практически каждый пятый из опрошенных школьни­ков теоретически готов подражать поведению жестоких экранных персонажей, шутя-играя уничто­жающих своих противников.


Исследования, послужившие основой для этой публикации, выполнены при поддержке гранта Программы индивидуальных исследований Фонда МакАтуров (Program of Individual Research of The John and Catherine MacArthur Foundation), грант № 02-73285-000-GSS).

Тарасов К.А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией. М., 1997. С. 81.

Сергеева Ж., Сидоров О. Свой среди чужих, чужой среди своих//Кинопарк. 1998. №7. С. 18.

Тарасов КЛ. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни // Кино: реалии и вызовы глобализации. М., 2002. С. 147.

Там же. С. 148.

Похожие:

Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconДокументы
1. /Психолого-педагогическая диагностика. Сайт Центра. 1.02.10/Альтернатива/Методика Альтернатива.doc
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconПрограмма 9-й международной конференции по практической психологии и духовным практикам «личность и насилие в семье, организации, учебном заведении, медицине и т д»
Ирина Балабуха (Харьков): д. «Насилие в семье: психологические аспекты его предупреждения»
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране icon1. Аппендицит
Острый аппендицит. Клиника. Диагностика. Лечение. Осложнения. Клиника. Диагностика Лечение. Хронический аппендицит. Клиника. Дифференциальная...
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconА. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор
Федоров А. В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных...
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconДокументы
1. /2003-диагностика моста.pdf
2. /2005-анализ...

Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconПлан работы информационно- диагностической службы (идс) моу сош №10 в 2007-2008 учебном году
Диагностика уровней воспитанности учащихся 2-11 классов, сравнительный анализ уровней воспитанности в 2006-2007 учебном году
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconПедагогическая деятельность
Вопрос 32 Педагогическая деятельность: сущность, структура. Задачи и функции учителя (преподавателя)
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconСценарий Учебного фильма «Весенняя обрезка в маточно- сортовом саду» Форма представления слайд-шоу. Аудитория Студенты специальности «Плодоовощеводство и виноградарство» Длительность 20…25 мин
Аудитория со студентами во время практических занятий и соответствующие титры 20 с
Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconЖурнал неназначенных занятий Проект: 01. 09. 2007-31. 12. 2007 (1 семестр)

Федоров А. В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. № С. 141-151. Журнал «Педагогическая диагностика» (Москва). 2007. № С. 141-151. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране iconВладимира Терентьевича Пашуто Москва, 16 18 апреля 2007 г программа Москва 2007 16 апреля, 10. 00 Открытие акад. Ран а. О. Чубарьян акад. Нан украины П. П. Толочко Пленарное заседание
Глушко Е. В. (Москва). К эволюции образа святого правителя: на материале ранних житий св. Вацлава и св. Стефана
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы