Прохладненский район кбр icon

Прохладненский район кбр




Скачать 141.36 Kb.
НазваниеПрохладненский район кбр
Дата конвертации11.10.2012
Размер141.36 Kb.
ТипДоклад


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»

Прохладненский район КБР




 




Доклад учителя технологии Елизаровой А.Н.

на педагогическом совете

СОДЕРЖАНИЕ


Введение


1. Основные положения проектного обучения

1. 1 История метода проектов

1. 2 Опыт проектного обучения в школах Великобритании

1. 3 Проекты в образовательной области "Технология" в российской школе


2. Подготовка учителя к использованию метода проектов в учебном процессе

2. 1 Функции творческих проектов

2. 2 Принципы выбора объектов проектной деятельности учащихся

2. 3 Создание информационно-методического и материального обеспечения


3. Содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов

3. 1 Поисковый этап

3. 2 Конструкторский этап

3. 3 Технологический этап

3. 4 Заключительный этап


4. Оценка проектной деятельности учащихся


5. Технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов

5. 1 Проектировочный этап

5. 2 Этап реализации проекта

5. 3 Аналитический этап


6. Проектирование технологий обучения на отдельных уроках

6. 1 Требования к современному уроку

6. 2 Структура процесса разработки технологии обучения на уроке

6. 3 Формы проектирования урока


Приложения

Литература


Введение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления - от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию.  Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Важную роль в реализации этой цели должно сыграть введение в учебный процесс российской школы образовательной области "Технология". Новым в преподавании технологии по сравнению с трудовым обучением является направленность:

  • на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся;

  • на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома;

  • на овладение ими основами экономики и предпринимательства, умениями рационально вести домашнее хозяйство.

В результате изучения технологии выпускники средней школы должны уметь грамотно оценивать потребности и имеющиеся ресурсы, делать рациональный выбор вариантов решения на этапах проектирования и разработки технологий, а также быть подготовленными к адекватному профессиональному самоопределению.

Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности и от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели. Для успешного осуществления проектного обучения требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного проектирования, созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. По существу, учитель должен уметь разрабатывать свои педагогические проекты. Первый вариант пособия "Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология" был подготовлен в 1996 г. и в течение 3 лет активно использовался студентами факультета искусств и технологий, обучающимися по специальности "Технология и предпринимательство", а также учителями трудового обучения в процессе их последипломной под готовки в региональном центре работников образования. Настоящее пособие существенно доработано с учетом приобретенного опыта обучения студентов и учителей, а также результатов практической реализации проектного метода в гимназиях № 2 и "Исток", средних школах Великого Новгорода № 15, № 21 и других.

Содержание и организация обучения школьников технологии

на основе метода проектов

В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности. Проект включает следующие основные компоненты:       

  • определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;

  • написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

  • проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

  • разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

  • выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

  • выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);

  • планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

  • проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.

Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются:

  • реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие),

  • оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка),

  • освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников.

Большинство учителей технологии испытывают затруднения при организации работы учащихся над описанием проекта. Это связано с тем, что от школьников часто требуется выполнение длинных записей из разных источников информации. Естественно, что такая деятельность резко снижает их мотивацию к работе над проектами. Поэтому проектная папка не должна включать много страниц письменного (печатного) текста. Большая часть материалов, входящих в описание проекта, должна быть представлена в виде рабочих эскизов, рисунков, чертежей с поясняющими и аналитическими комментариями к ним. Не следует также тратить дополнительное время на чрезмерно качественное оформление проектной папки (исключением являются экзаменационные проекты). Учащимся необходимо объяснить, что описание проекта должно отражать, в первую очередь, ход работы их мысли и логику проектной деятельности

Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии (таблица 1).

^ Таблица 1

Виды проектов учащихся




Критерии

Виды проектов

1

содержание проекта

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

2

включенность проектов в учебные планы

Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определен-ного учебного материала);

3

продолжительность выполнения проекта

Мини-проекты, (несколько недель);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Долгосрочные (в течение года)

4

количество участников проекта

Коллективные,

Индивидуальные,

Групповые

Организация обучения по методу проектов предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов в преподавании ООТ возможно при условии качественной методической подготовки учителя, которая включает:

  • знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности учащихся;

  • владение методикой и организацией учебного проектирования;

  • умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом;

  • организацию систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов;

  • подготовку необходимых методических и дидактических материалов.

Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг вопросов программы предмета «Технология» и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

Технология планирования учителем

работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов

Эффективность использования метода проектов в преподавании образовательной области "Технология" (ООТ) зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием. В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах как "идеальная" (мыслительная) деятельность и как деятельность, связанная с реализацией замысла. Первая из них включает в себя целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С.Безрукова), вторая – организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С.Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел ® реализация ® рефлексия.

В соответствии с этой логикой проектирование учебного процесса осуществляется в три этапа:

  • проектировочный,

  • реализации педагогического проекта,

  • аналитический.

Первоначально учитель определяет цель и задачи учебного проектирования. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных способностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений.

С учетом выбранной цели, программы ООТ, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями других предметов) и разрабатывается план педагогического проекта.

В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты названия проекта школьников, сформулировать для них потребность (проблему) и краткую формулировку задачи, определить условия запуска проекта и ожидаемые результаты проектной деятельности учащихся. Затем необходимо уточнить вид проекта, выполняемого школьниками.

Если проект включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным. Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся и должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты (этапы).

При планировании проектов на учебный год для каждого из них необходимо определить акцент, или «фокус» на отдельные компоненты (этапы проектирования) с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия.

По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. . Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования. Ведущей функцией учителя при организации выполнения школьниками индивидуальных проектов является консультирование. Наряду с проектами, выполняемыми по предмету технология, рекомендуется планировать и организовывать межпредметные проекты, в которых интегрируется содержание нескольких дисциплин.

Следующим компонентом проектировочного этапа является разработка понедельного планирования. Определяется содержание деятельности учителя, последовательность действий учащихся, разрабатываются дидактические и методические средства обучения. Учитель оформляет разработанные дидактические и методические материалы и подготавливает материально-техническую базу. Планирование проекта может быть выполнено в табличной форме. На этапе реализации педагогического проекта учитель организует и координирует проектную деятельность учащихся – объясняет, проводит консультации, обучает новым приемам работы, организует выполнение упражнений и исследований, текущую диагностику, самоанализ, контроль и оценку деятельности школьников. Осуществление этого этапа происходит в процессе педагогического взаимодействия учителя с учащимися и их родителями, учащихся между собой. В конце этапа проводится заключительная диагностика развития учащихся. Они представляют на защиту объект проектирования и оформленную проектную папку.

Итоговая оценка за выполнение проекта выставляется учителем с учетом промежуточных оценок деятельности учащихся, качества выполнения объекта проектирования и описания, освоения алгоритма проектирования, оригинальности проектных решений, самостоятельности, а также самооценки учащегося. На аналитическом этапе учитель проводит анализ разработанного педагогического проекта, его реализации и достигнутых результатов. Он определяет соответствие результатов поставленным целям, оценивает развитие личностных качеств и способностей учащихся. Необходимым компонентом деятельности учителя на этом этапе является рефлексия – самоосмысление и самоанализ педагогического проектирования. По результатам анализа корректируется разработанный проект с целью его совершенствования.

Таким образом, проектировочная деятельность учителя технологии является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов. Вместе с тем, мы считаем, что педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой - выступает важным условием осуществления этой деятельности.

В заключении хотелось бы выделить наиболее типичные ошибки, допускаемые учителями, и которых следует избегать при использовании метода проектов в процессе обучения технологии:

  • упрощенное понимание учебного проектирования, как некоего алгоритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь целей ООТ;

  • выполнение учащимися проектов, формально построенных только на компонентах проектной деятельности, не создает у них мотивации к учению, не способствует развитию умений самообразования и саморазвития;

  • организация выполнения школьниками одного проекта в учебном году в качестве итоговой контрольной работы; данный подход к преподаванию технологии нарушает такие принципы проектного обучения как деятельностной основы и системной организации учебного процесса, предполагающих активное освоение учащимися знаний и умений в процессе разработки и реализации серии усложняющихся проектов;

  • формальная организация проектной деятельности школьников, когда они первоначально изготавливают изделия по образцу или предложенным технологическим картам, а затем оформляют проектную папку; в этом случае не учитываются интересы учащихся, не развиваются их проектные умения и творческие способности, у них стимулируется негативное отношение к выполнению проектов как к дополнительной, ненужной работе.



Похожие:

Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр

Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр
Выступление Ионовой Н. В. на заседании районного методического объединения учителей математики
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр
Выступление Ионовой Н. В. на заседании школьного методического объединения учителей математики
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр
Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр урок-игра по математике в 5 классе
Развитие внимания, математического мышления, находчи-вости, сообразительности, памяти
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр
Это вызвано в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных...
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр интегрированный урок алгебры и геометрии в 9 классе
Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы
Прохладненский район кбр iconПрохладненский район кбр учебная игра
Опыт показывает, что боль-шинство нынешних старшеклас-сников не интересуются полити-ческой жизнью страны, да и за международными...
Прохладненский район кбр iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненский район кбр
Цель: повышать интерес учащихся к культуре изучаемого языка, ознакомить с традициями празднования Дня Святого Валентина
Прохладненский район кбр iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненский район кбр принята на заседании педагогического совета
Образования и науки кбр №561 от 19. 09. 2007 об организации и проведении в 2007-2008 учебном году эксперимента по введению профильного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы