Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях icon

Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях




Скачать 57.86 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Дата конвертации30.03.2015
Размер57.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
1. /6/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.docxМетодические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА


Методические рекомендации по осуществлению

мониторинга качества воспитательного процесса

в общеобразовательных учреждениях
(разработаны специалистом отдела учреждений образования и реализации приоритетных проектов Зюбановой Ю.В.)


Мониторинг качества воспитательного процесса

в общеобразовательных учреждениях

Специалист любой профессии должен уметь анализировать ход и результат своей работы. Во-первых, произведенный анализ дает возможность раскрыть дополнительные ресурсы профессионала. Во-вторых, в процессе анализа профессиональной деятельности в сознании субъекта рождается модификация идеального представления ее результата.

Управление целостным воспитательным процессом в современной школе необходимо осуществлять на основе систематического проведения целевых мониторинговых исследований. Без углубленного анализа реальной ситуации невозможно выработать оптимальную стратегию движения образовательного учреждения к более высоким воспитательным результатам.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за качеством воспитательного процесса. Предметом мониторинга является личностное развитие и условия для личностного развития школьников. Цель мониторинга выяснить, насколько организованный в образовательном учреждении процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Предметом мониторинга могут быть личность самого школьника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога, качество реализации воспитательных мероприятий, уровень взаимодействия педагогов и родителей в решении воспитательных задач и т.д.

Накопленные мониторинговые данные, будучи подвергнутыми разностороннему анализу, позволяют организатору воспитательного процесса не только выработать объективное представление о состоянии управляемого объекта, но и в любой момент времени осуществить теоретически достоверный прогноз на будущее, организовать деятельность педагогического коллектива с учетом дающих о себе знать доминирующих тенденций развития.

Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся.

В основном в образовательных учреждениях изучается только уровень воспитанности обучающихся. Не изучается эффективность воспитательного процесса, не оценивается уровень развития коллектива школы, деятельность классного руководителя, качество реализации школьных дел.

Важно комплексно оценить воспитательный процесс с точки зрения его соответствия первоначально выработанным стратегиям и предположениям, соотнести задуманное с фактически зафиксированными в ходе диагностики результатами. Более того, попутно желательно обнаружить и, если представится возможным, решить наиболее острые воспитательные проблемы, оперативно скоординировать воспитательные действия коллектива на тех или иных конкретных участках работы классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования. Наконец, в идеале, при благоприятных условиях желательно проанализировать, обобщить и подготовить к распространению обнаруженный позитивный воспитательный опыт.

Эффективность воспитательного процесса это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в практике. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

Личность самого ребенка – это главный показатель эффективности процесса воспитания.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания включает в себя следующие пункты:

  • определение цели и задач изучения;

  • подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

  • выбор методик изучения;

  • подготовка диагностического инструментария;

  • исследование испытуемых;

  • обработка результатов исследования;

анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор методик изучения эффективности процесса воспитания не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. В настоящее время накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения эффективности процесса воспитания, обработки получаемых результатов. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.

Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося.

При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта.

Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

Каждый педагогический коллектив нуждается в подборе необходимого диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

Характерными чертами современной модели воспитательной деятельности классного руководителя являются:

  • Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;

  • Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

  • Системность осуществления воспитательного взаимодействия;

  • Ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

Систематический контроль результативности воспитательной деятельности педагогического коллектива позволяет выяснить, что из запланированного было успешно сделано, что осталось невыполненным либо частично выполненным, какие дополнительные результаты были достигнуты. Мониторинговый контроль результатов воспитательной работы способствует выстраиванию самобытной системы профессиональной деятельности всего педагогического коллектива.

Мониторинг - это дело целой команды. Чем больше педагогов участвует в работе экспертной группы мониторинга, тем лучше, поскольку на каждого из них приходится меньше нагрузки, а общий объем деятельности становится значительнее. Совместная исследовательски-диагностическая деятельность помогает педагогическому коллективу в течение учебного года создать информационно-ёмкую базу данных. Создание такой базы - необходимое условие глубокого анализа, прогнозирования, определения перспектив дальнейшего развития школы.

Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях целесообразно проводить 2 раза в год (по состоянию на 01 сентября и по состоянию на 25 мая ежегодно). При этом методики и критерии мониторингов должны быть неизменными.

Материалы мониторинга являются своеобразной историей развития школы и портретом жизнедеятельности педагогического коллектива. Результаты мониторинга позволяют педагогам получить целостное представление об уровне деятельности школы, ее продвижении к совершенству на каждом этапе своего развития и, конечно, помогают педагогам увидеть их собственный вклад в это развитие.

Похожие:

Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях общие положения
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Направляем для использования в практической работе
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма «информатизация учебно-воспитательного процесса моу «сош №16» Исполнители: педагогические работники школы Пихтовникова Нина Васьльевна
Информатизация учебно-воспитательного процесса через развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса и...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации для родителей; Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях
Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов но осуществлению прав ребенка
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconПлан работы районного методического кабинета на 2010 2011 учебный год
«Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной образовательной инициативы...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconРешением Педагогического совета
Российской Федерации от 21. 06. 2001г. №480\30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconПоложение о классном руководителе Общие положения
Типовым положением об об­разовательном учреждении, Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21. 06. 2001г. №480\30-16...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconПриказ №391 «О назначении операторов электронного мониторинга в общеобразовательных учреждениях» ив целях обеспечения контроля выполнения показателей «Наша новая школа»
Во исполнение приказа начальника Управления образования от 29. 08. 2011 г. №391 «О назначении операторов электронного мониторинга...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconДокументы
...
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга качества воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях iconСправка по результатам тематической проверки «Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
«Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©znanie.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы